Конспект урока ИЗО 5 класс "Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла"

Цели:

  • Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.
  • Формировать умение выполнять элементы хохломской росписи, передавать форму и пропорции, объём предмета.
  • Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию.
  • Воспитывать у учеников интерес и любовь к народному искусству; чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Постановка темы урока

- Сегодня наш урок посвящён изучению творчества народных мастеров хохломской росписи.

Удивляя, прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая, непростая,

Чёрно-красная трава.

Листья рдеют,

Не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея -

В мир волшебной Хохломы.

- Мы познакомимся с историей промысла и произведениями этого искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.

Вводная беседа

В каждом доме есть посуда, которая сделана из разных материалов (фарфора, фаянса, стекла, металла, пластмасса).

А из чего была сделана посуда крестьян? (дерево, глина)

Почему?

- Нужна ли посуде красота?

Слайд 1. Вы видите изделия, расписанные ярким нарядным узором. Такие узоры называются Хохломская роспись. Это русское народное искусство. Оно возникло в селе Хохлома много-много лет назад. Сюда свозились на продажу выточенные на токарном станке чаши, удобные для хранения в них муки, соли и крупы, обеденные миски, ковши.

Слайд 2. Название "золотая хохлома" - очень точно определяет один из видов расписной деревянной посуды, Эта роспись родилась в Нижегородском крае в конце XVII века. Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу, ныне широко известному в нашей стране и за рубежом.

Слайд 3.

- Откуда появилось это удивительное хохломское искусство? Разное рассказывают старики.

Говорят, будто давным-давно жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла.

А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей. Это, конечно легенда, сказка. Но не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота! (Слайд 4)

- Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.

- Какие чувства вызывают эти предметы?

- Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала - дерева. А эффект золота достигался без использования дорогостоящих материалов, благодаря технике, обеспечивающей получение золотого цвета в росписи без использования драгоценного металла.

- В чем же состоял секрет получения золотой посуды на дереве?

Процесс изготовления хохломских изделий

Слайд 4.  Деревянную посуду вытачивают на токарном станке или выдалбливают из хорошо просушенной древесины. Такие заготовки называют «бельем». Готовое изделие хорошо просушивают. После сушки изделие грунтуют: разведенную водой до жидкого состояния глину втирают в белье с помощью тряпки очень тонким слоем. Сушат в течение нескольких часов. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками, в основном красной и черной. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при температуре 270-300 градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый цвет. Отсюда и возникло словосочетание «Золотая Хохлома». (Слайд 5)

Слайд 5. - Давайте внимательно рассмотрим изделия Хохломских мастеров и сравним их с другими предметами.

- Какие основные цвета в росписи? (красный, черный, зеленый, желтый, золотистый)

- Почему именно эти цвета? (Цвета природы)

- Какие чувства символизируют эти цвета? (Красный - радость, золотой - тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы; черный - торжественность)

- Какой орнамент лежит в основе росписи? (растительный)

Слайд 6. Хохломская роспись делится на два основных вида: “верховое” письмо и “фоновое”.

Слайд 7. Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона. К «верховому письму» относятся травная роспись («травка») и роспись «под листок». Оба эти типа основываются главным образом на применении растительных мотивов.

Слайд 8. Особенность «фоновой» росписи или росписи «под фон» заключается в том, что фон вокруг растительных мотивов орнамента окрашивается в какой – либо один цвет, на котором они эффектно выделяются в виде золотых силуэтов.

Слайд 9. Главные элементы хохломской росписи - “осочки”, “травинки”, “капельки”, “усики”, “завитки”, “кустики”. Могут дополнить травную роспись “ягодки”. Используются “цветы”, “листья”.

- Самый любимый у художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки. Рассмотрим простейшие приёмы выполнения хохломской травки.

Слайд 10. Рассмотрим простейшие приёмы выполнения ягодки. Можно нарисовать малинку, брусничку, клубничку, смородинку, рябинку. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку, скрученную из плотной ткани. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью по часовой стрелке. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.

Рассмотрим простейшие приёмы выполнения  листочка. Это чаще всего стилизованный лист смородины.

- Из таких элементов можно составить узор.

И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним «травный» узор на посуде. Выбор чаши, тарелки.

Самостоятельная работа учащихся с опорой на таблицу

Выставка готовых работ матеров. Выполните рисунок самостоятельно.

Итог урока

Выставка работ учащихся.

- С каким художественным промыслом вы познакомились сегодня?

- Какие основные элементы хохломской росписи мы сегодня учились рисовать?

Размер:
50.99 Kb
Скачали:
26

Метки к статье: конспект урока, изо, 5 класс