Конспект урока: Городецкая роспись. 5 класс

Цель урока: Знакомство с изделиями Городецкого народного промысла,

- Освоение традиционных элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочек».

Задачи:

- Обучающие: познакомить учащихся с правилами и приёмами Городецкой росписи;

- Развивающие: развить у учащихся воображение, художественное и творческое

мышление, оригинальность мыслительной деятельности.

- Воспитательные: воспитать у учащихся интерес и любовь к народному творчеству.

Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.

Оборудование:

- для учителя: картины с Городецкой росписью, гуашь, кисти, альбом;

- для учеников: альбом, гуашь, кисти, баночки для воды, палитра, карточки с элементами Городецкой росписи.

Зрительный ряд: слайды с изделиями Городецкого промысла.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

 

Ход урока

1. Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Вступительное слово учителя

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры,

Тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают.

- На предыдущих уроках мы говорили с вами о народных промыслах.

- Как они называются?

- Сегодня мы познакомимся с работами умельцев из города Городец.

Городецкая роспись по дереву — знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца. Большинство окрестных жителей, с давних времен, слыли искусными ремесленниками. Среди них встречалось много кузнецов, ткачей, красильников, пряничников, но самый большой простор для деятельности был у мастеров по дереву — резчиков, плотников, столяров. В народе даже говорили, что «лес заволжанина кормит». Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до могильных крестов. Много   ремесленников было занято изготовлением орудий труда для обработки льна. Особой известностью пользовались городецкие прялки, в большом количестве продававшиеся     на     Нижегородской ярмарке и расходившиеся по всей России. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным  картинкам  на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Со временем подобной росписью стали украшать не только крестьянские прялки, но и лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные бураки, солонки и многие другие предметы деревенского быта. (Показ)

Особенности Городецкой росписи:

- Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой — так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной.  (Показ)

- Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами,  высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта. (Показ)

-  Как вы думаете, что изображено на этой работе?

- Раньше Городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием определённых цветов.  (Показ)

-  Найдите на работах эти цвета и назовите мне их.  (Красный, синий, чёрный, зелёный)

Ещё одна особенность – рисунок наносился по готовому цветному фону. (Показ)

Приемы выполнения Городецкой росписи

Сегодня мы с вами познакомимся с приёмами выполнения некоторых элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочек». (Показ) Этот процесс распадается на несколько этапов. Сначала крупной кистью делается «подмалёвка» - цветное пятно круглой формы, затем мелкой кистью выполняется «тенёвка» - обозначается середина цветка и лепестки. Используется один цвет, из которого составляются два оттенка: разбавленный и насыщенный. «Подмалёвка» - разбавленным цветом, а «тенёвка» - насыщенным. (Показ) На заключительном этапе осуществляется «оживка» - у цветка прорисовывается многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек. Используются чёрный и белый цвета.  (Показ) Последовательность выполнения «купавки», «ягодки» та же, что и при выполнении «розана». При выполнении элемента «листочки», сначала рисуем общий контур, имеющий контур листовидного пятна, затем осуществляем «тенёвку» и «оживку» при помощи тонких штрихов. (Показ)

Все элементы росписи выполняются сразу кистью без предварительной прорисовки карандашом. Чтобы дуги получались красивой формы, их начинают прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем в середине дуги нажим усиливается и заканчивается рисование элемента опять без нажима. Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности.  (Показываю на своём примере)

4.  Практическая часть

 Перед практической частью детям раздаются карточки, на которых изображена последовательность элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочки».

- На альбомном листе, пользуясь карточками, выполните элементы Городецкой росписи. Ваша задача соблюдать последовательность, подбор цветового сочетания, присущего Городецкой росписи и соблюдать правила пользования кистью при росписи. (Музыкальный ряд, показ изделий Городца)

5.  Анализ и оценка работ детей

6.  Выставка работ детей.

- С каким народным промыслом мы познакомились сегодня?

- О каких элементах Городецкой росписи вы узнали?

- Какими цветами пользовались Городецкие мастера?

7. Заключительное слово.

На следующем занятии мы с вами распишем с помощью этих элементов Городецкой росписи разделочную доску.

Зацветает Городец чудным садом –

- Яркий, сладкий, взрывчатый рассвет.

Он никем так чутко не отгадан

И такой любовью не воспет.

Жизнь была бы глуше и суровей,

Красотой и радостью бедней,

Если б в красках, линиях и слове

Мы себя не отдали бы ей.

8. Задание на дом

Повторить элементы Городецкой росписи для закрепления материала.

 

Скачать

Метки к статье: конспект урока, ИЗО, 5 класс