Урок сопровождается презентацией.
Цели:
1. Познакомить учащихся с историей промысла, с технологией изготовления изделий и с приемами выполнения росписи;
2. Научить детей выполнять основные элементы росписи (мазок с тенью);
3. Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию, навыки кистевой росписи, внимание;
4. Воспитывать у учеников интерес и любовь к народному искусству; чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.
Оборудование: наглядно – дидактическое пособие «Гжель. Изделия народных мастеров», выставка изделий Гжели, презентация «Синее чудо России», компьютер, мультимедийный проектор, мольберт, экран, кисти, краски, палитра, баночки с водой, заготовки для детей.
Ход урока:
1. Организационный момент. (слайд 1. Заставка)
- Приветствие.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Викторовна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. На уроке у нас сегодня много гостей, давайте их поприветствуем, повернитесь, пусть наши гости посмотрят на вас какие вы красивые.
А теперь садитесь
2. Постановка темы урока.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на нашу замечательную выставку. Я думаю, что вы уже догадались и можете сказать тему сегодняшнего урока. (Один из детей называет тему)
3. Вводная беседа.
- Правильно, сегодня мы с вами отправимся в «Мир сказочной Гжели» (слайд 2)
Синяя сказка - глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и творенье -
Русская звонкая гжель.
- ГЖЕЛЬ
- Что это за слово такое? Откуда оно появилось? Где и когда возникло искусство гжельской керамики? Есть ли секреты у этого промысла? Что такое кумган, квасник?
- Наверно сейчас вам будет нелегко ответить на эти вопросы, но если вы будете внимательными, в конце урока каждый из вас сможет дать ответ.
- Ну что ж отправляемся в путешествие…
- Недалеко от Москвы в деревне ГЖЕЛЬ зародился народный промысел - изготовление и роспись керамической посуды. Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью. (слайд 3,4)
И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.
- Ребята, а за что Гжель нравится всем? Чем она отличается?
(Прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий)
- Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Всего одна краска... А какая нарядная и праздничная получилась роспись!
- В настоящее время изделия производятся в тридцати селах в 60 км от Москвы.
- Вслушайтесь в слово «гжель»…Какое похожее по звучанию слово приходит вам на ум? (жечь). Почему именно это слово созвучно гжели?
- Улавливаете в его звучании что-то общее со словами «жечь», «обжигать»? (Конечно, глиняную посуду обжигали в печи, закаливали, и она становилась звонкой и прочной, отсюда и «гжель»)
Мы с вами посмотрели некоторые предметы гжельских мастеров, а сейчас давайте посмотрим, как выглядят сосуды, получившие названия квасник и кумган. (слайд 5)
- Как вы думаете, для чего были предназначены эти сосуды? (Кумган – кувшин для кваса, квасники — сосуды для кислых щей, браги, пива, квасов дрожжевых или фруктовых).
- Сравните формы этих предметов? Что общего и в чем различие?
(Тулово квасника напоминает бублик)
- Для чего предназначено это отверстие? (Сюда клали лед для охлаждения содержимого квасника).
- Ребята, а сейчас во время праздничных застолий используются эти предметы?
(Нет. Кумганы и квасники постепенно утратили свое практическое назначение, и со временем стали использоваться для украшения интерьера).
4. Анализ произведений гжельских мастеров
- Ребята, сегодня на урок я принесла настоящие предметы, сделанные гжельскими мастерами. Давайте рассмотрим их и назовем?
(Чайник, чашки, кувшин, квасник, масленка и др.)
- Ребята, обратите внимание на роспись – что является основным мотивом? (Цветы)
- Самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные - веселые, красивые.
- А вы знаете, что в гжельской росписи есть своя особая технология? Какая, мы сейчас увидим. Внимательно смотрите и запоминайте этапы. Внимание на экран
- Какие этапы запомнили? (1. Нанесение рисунка . 2. Покрытие глазурью. 3. Обжиг)
- Что необычного произошло? (Рисунок наносился сине‑черной кобальтовой краской, а при обжиге превратился в сине-голубой)
- Глазурь состоит из стекловидного порошка, размешанного в воде. Во время обжига крупинки глазури плавятся и покрывают весь сосуд ровным прозрачным слоем. Он становится гладким и блестящим. А цвет меняется, потому что температура обжига достигает 1350 градусов.
5. Показ учителя.
- А сейчас мы с вами рассмотрим основные приемы росписи. В самом начале вам нужно будет подчеркнуть синей краской носик, ручку, горлышко и основание предмета. Для этого мы используем бордюры, состоящие из различных линий. Дальше приступаем к основной росписи на тулове сосуда. Самый сложный прием называют «мазок с тенями». Тоновой переход от тёмно-синего к светлому, получается за счёт того, что мастер набирает краску лишь на одну сторону кисти. Мы будем использовать два цвета – синий и белый. Набираем на один край синюю краску, на другой край – белую, аккуратно делаем кисточкой мазок – получается лепесток, еще один мазок – второй лепесток. Лепестки мазками добавляются с левой и правой стороны цветка равномерно, затем подрисовываются мелкие детали: мелкие лепесточки, тычинки, завитки, точечки. Вы можете вращать свою заготовку-форму.
Прежде чем вы приступите к практической работе давайте выполним гимнастику для пальцев и немного отдохнем
6. Физминутка
(Для работы кистью большую роль играет гимнастика для пальцев. При помощи гимнастических упражнений достигается большая подвижность пальцев. Каждое упражнение выполняют 3 – 4 раза.)
Упражнение 1. Согнуть руки в локтях. Кисти рук поднять вверх ладонями друг к другу. На счет раз – прогнуть ладонь, на счет два – сжать пальцы в кулак.
Упражнение 2. Вытяните руки перед собой, сомкните пальцы в замок, на счет раз - выгните ладони от себя, на счет два поверните к себе.
Упражнение 3. Соединить ладони вместе перед собой. На счет раз – делая упор на пальцы, развести ладони в стороны; на счет два – соединить ладони вместе; на счет три – делая упор на ладони, отклонить пальцы левой руки от правой; на счет четыре – привести пальцы в исходное положение.
Упражнение 4. Массаж ладоней. Соединить ладони вместе перед собой. На счет раз – кончики пальцев левой руки равномерно двигаются вниз до конца ладони правой руки, на счет два – исходное положение, на счет три – кончики пальцев правой руки равномерно двигаются вниз до конца ладони левой руки, на счет четыре – исходное положение.
Упражнение 5. Расслабить руки, опустить вниз, потрясти слегка кистями.
7. Творческая работа учащихся.
- Сегодня у нас каждый ряд выполняет свое задание:
1-й – расписывает объемные предметы. Возьмите за ручку свой предмет правой рукой. С какой стороны будете расписывать? (если предмет повернуть к нам, то ручка слева)
2-й ряд – расписывает готовые заготовки-формы из бумаги, в конце урока работа каждого займет свое место на этом подносе.
3-й ряд – работа в парах, один выполняет роспись блюдца, второй – сначала роспись в полосе, затем полоска склеивается и приклеивается ручка. Прежде чем приклеить ручку ее тоже необходимо украсить
На отдельном листке бумаги потренируйтесь – попробуйте сделать несколько мазков с тенью, этот листочек пригодится нам в конце урока
Во время работы прозвучит песня композитора Ю. Чичкова, на слова П. Синявского Незабудковая гжель (слайд 8)
8. Просмотр работ учащихся. Рефлексия
- Посмотрите, какие у нас получились замечательные сервизы. Вы все молодцы!
Ребята, а скажите где еще в жизни, находит практическое применение Гжель (маникюр, аэрография, постельное белье, одежда, вязание, вышивка и др.)
- В конце нашего урока мне бы хотелось, чтобы каждый из вас написал на том листочке, который вы использовали в качестве пробного свои впечатления об уроке – всего два три слова и поставили свой автограф мне на память.
9. Итог урока.
- Закончить урок мне хотелось бы такими словами:
«Как прекрасна наша Россия – своими полями, лесами, полноводными реками, прозрачными озёрами! Как богата наша земля – драгоценными камнями, золотом и серебром! Но самым бесценным и дорогим, чем владеет наша Россия, является…
- Как вы думаете кто? (наш народ!)
- Славится русская земля своими мастерами, своими делами. В каком бы уголке нашей Родины ты не оказался, везде встретишь чудо-мастеров, прославляющих красоту нашей земли. Может быть кто-то из вас в скором времени станет великим мастером своего дела. Я искренне желаю вам этого.