Цели:
1. Формирование знаний учащихся о народном творчестве, об искусстве составления орнамента, об особенностях изготовления ковров.
2. Развитие творческих способностей, умения различать элементы узора, их форму, расположение, цветовое сочетание, развитие чувства формы, цвета, ритма.
3. Эстетическое воспитание, воспитание любви к казахскому национальному искусству и народному творчеству.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметная связь: трудовое обучение, математика.
Оборудование: образцы одеял (көрпе) ручной работы, карандаш, линейка, кисточка, акварельные краски, таблица «Учись рисовать», образцы орнамента, последовательность выполнения работы – инструкционная карта.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие гостей и учащихся. Подготовка рабочих мест. (Учащиеся надевают фартуки, нарукавники).
II. Подготовка к восприятию новой темы:
- Сегодня на уроке мы будем говорить о прикладном искусстве казахского народа, научимся составлять орнамент, чередуя по цвету, форме, расположению. Выполним образец ковра с элементами орнамента (показ образцов).
III. Сообщение темы урока:
1. Беседа:
- С древних времен народные певцы-акыны воспевали свою родную землю и, особенно, ярко это проявляется в стихах, песнях, сказках:
О, степь моя, земля без края!
Лежишь ты, маревом играя,
Вместив и небо, и людей
Всю жизнь, весь мир в себя вбирая…
О, степь моя, земля без края!
Да есть ли где-нибудь другая,
Хоть в чём-то схожая с тобой,
Величественная такая!
- Вы, наверное, уже догадались о какой земле идёт речь, о какой республике? (О республике Казахстан).
- Издавна казахский народ придавал большое значение народным промыслам, связанным с обработкой шерсти, кожи, дерева, кости. И говорить мы свами будем о коврах, которые изготавливали вручную. Каждый вид казахских ковров имеет свои особенности изготовления. Ворсовые и безворсовые ковры изготавливают на специальных станках. Мастерицы подбирают пряжу определенного цвета и ткут узор по заранее определенному орнаменту.
Кииз – гладкий войлок из белой или серой шерсти, им покрывали юрту.
Тускииз – (ковры настенные) искусные мастерицы вышивают вручную разноцветными нитками. Часто они используют бисер и золотую нить. Эти удивительной красоты настенные ковры украшают самым разнообразным растительным узором.
Сырмаки – напольные ковры – выполняют методом аппликации. Узоры вырезают из разноцветного войлока, а швы маскируют красивой тесьмой.
Для создания плетеной узорной циновки – шымши – нужен специальный камыш – чий. Камышинки чия обматывают разноцветной шерстью и сшивают между собой. Так получается прочная и красивая орнаментальная циновка.
Текемет делают так: на распушённый слой шерсти одного цвета накладывают узорные фигуры из влажного окрашенного войлока другого цвета. Затем войлок скатывают в рулон и уплотняют. И в старину, и в наши дни работа над текеметом сопровождается пением и шутками. Существует поверье, что от этого ковры становятся теплее.
Орнамент на настенных коврах алаша и тускииз отличаются от орнаментов напольных ковров-сырмака и текемета. Орнаменты напольных ковров - это геометрические и зооморфные (символизирующие части тел животных - бараний рог, голова лошади и т.д.) узоры. А узоры на тускиизе вышиваются, как правило, растительным орнаментом.
Казахский орнамент.
Слово «орнамент» означает украшение. Основным источником вдохновения для людей служил, окружающий их удивительный мир природы. Так, в бескрайних степях Казахстана основными мотивами для составления узоров были разнообразные растения, крылья птиц, рога баранов. Кроме того, в казахском орнаменте применяют растительные, зооморфные и геометрические элементы. (Показ на доске таблицы «Орнамент» - зооморфные, растительные, геометрические).
Казахский орнамент появился в глубокой древности и мотивов у него очень много. Особенно много узоров, изображающих животных. Они ярко отражают мир древних скотоводов и земледельцев. Узорам в виде головы, рогов, копыт, зверей, лапок, клювов, крыльев птиц даны соответствующие названия. Вот этот узор называется «кошкармуйыз»-«бараний рог». Узор «туйетабан»-«верблюжий след» изображает верблюжью подошву. В этом можно убедиться, если рассмотреть след, оставленный верблюдом. Да и фигуру человека может стать элементом орнамента. Посмотри на рисунок. Он изображает человека, который стоит, упершись обеими руками в бока. А если это изображение повторить несколько раз, получится забавный орнамент.
Казахи с древних времен широко применяли орнамент для украшения своего быта, жилища, одежды, юрты.
- Ребята, а какие национальные ковры есть у вас дома? (сырмак, текемет, кошма, корпе и др.)
- А что объединяет все эти изделия? (казахский орнамент).
2. Анализ изделия: (показ готового изделия и планирование работы). Повторение правил «Учись рисовать» (учащиеся поочередно читают правила).
- Рассмотрите образец ковра, из элементов какого орнамента оно состоит? ( Из элементов растительного орнамента – это листья и раскрывшийся бутон цветка).
- Обратите внимание на цветовую гамму. От сочетания цветов зависит выразительность данной композиции. (Композиция – это цельное объединение всех частей произведения .)
- А помните вы основные цвета? Сколько их? (3- синий, красный, желтый).
- Вы знаете, что яркие теплые цвета поднимают настроение, а холодные наводят грусть. Чтобы на уроке нам не стало грустно, мы с вами будем использовать теплые цвета. (Демонстрирую на доске триаду теплых и холодных цветов).
3. Работа в альбомах:
- Определим порядок выполнения работы. Альбом располагаем горизонтально. Выполняем эскиз. При рисовании линии должны быть тонкие воздушные. Карандаш держим свободно, чуть выше, чем ручку.
- Работаем поэтапно, (учитель у доски, дети в альбомах) располагаем наш рисунок симметрично. (Симметрия – расположение фигуры на плоскости на одинаковом расстоянии от всех сторон)
- Какая фигура получилась? (Квадрат). Дальше используем элементы растительного орнамента: 4 листа и раскрывшийся бутон. Правильно сочетайте цвета и выполняйте работу поэтапно. (На доске эскиз готов).
IV. Физминутка. (Исполняем песенку «Краски»).
Вот мы взяли краски в руки-
И не стало в доме скуки,
Чтобы было веселей
Ярких красок не жалей.
Припев:
Это правда, ну чего же тут скрывать,
Дети любят, очень любят рисовать.
На асфальте, на бумаге, на стене
И в трамвае на окне – рисовать.
Вот вам тетя жарит пышку,
Рядом кот он ловит мышку,
Но никто не разберет
Где же тетя, где же кот.
Припев:
Это правда, ну чего же тут скрывать,
Дети любят, очень любят рисовать.
На асфальте, на бумаге, на стене
И в трамвае на окне – рисовать.
4. Работа с акварелью:
- Ну вот готов эскиз нашего ковра, теперь самое время взять в руки кисточку и акварельные краски. Вы знаете, что акварельные краски легко разводятся водой, потому что «аква» в переводе означает – вода. Также легко они и смываются, поэтому сильно разводить их водой не следует. (Учащиеся работают с красками, учитель руководит их работой).
- Вот работы и готовы, а пока они окончательно высохнут, мы с вами поиграем в игру «Назови цвета»:
Мак, огонь и помидор – красный,
Морковь, апельсин и заря – оранжевый,
Пух утенка, пшеница и солнце – желтый,
Трава, сады и леса зеленый,
Незабудка, лед и небо – голубой,
Колокольчик, чернила и море – синий,
Слива, сирень и баклажан – фиолетовый.
Что у нас получилось?
Радуга!
V. Анализ и оценивание выполненных работ.
VI. Итог урока: Мы должны знать не только свой родной язык, но и историю государства, в котором живем. Уважать традиции и обычаи народа. Бережно относиться к национальному наследию наших предков.