Конспект урока литературы 9 класс "И в мире был он одинок"…

Программа по литературе, реализующая требования ФГОС предполагает изучение сквозных тем, в том числе темы "лишнего человека" в произведениях классической литературы.

В 9 классе можно выделить три ярких произведения, в которых эта тема прослеживается очень четко – это "Горе от ума" А.С. Грибоедова"Евгений Онегин" А.С. Пушкина и "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова.

В какой-то мере эта тема противоположна изображению "маленького человека": если там видится оправдание судьбы каждого, то здесь – наоборот, категоричное утверждение, что "кто-то из нас лишний", которое может относиться и к оценке героя, и исходить от самого героя, причем обычно эти два "направления" не только не исключают друг друга, но и характеризуют одно лицо: "лишним" оказывается сам обличитель своих ближних.

"Лишний человек" – это еще и определенный литературный тип. Литературные типы представляют собой совокупность персонажей, близких по своему роду занятий, мировосприятию и духовному облику. Распространение того или иного литературного типа может быть продиктовано самой потребностью общества в изображении людей с каким-то устойчивым комплексом качеств.

Интерес и благожелательное отношение к ним со стороны критиков, успех книг, в которых изображаются такие люди, стимулирует писателей к "повторению" или "вариациям" каких-либо литературных типов.

Нередко новый литературный тип вызывает интерес критиков, которые и дают ему название:"благородный разбойник", "тургеневская женщина", "лишний человек", "маленький человек", "нигилист", "босяк", "униженные и оскорбленные".

"Лишний человек", "лишние люди" – откуда взялся этот термин в русской литературе? Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гончарова?

Многие литературоведы полагают, что он был придуман А.И. Герценым. По другой версии, сам Пушкин в черновом варианте VIII главы "Евгения Онегина" назвал своего героя лишним: "Онегин как нечто лишнее стоит".

Но почему они "лишние"? Может, не только их поведение, склад ума, но и нравственные качества не совсем приемлемы в обществе? Как само общество относилось к подобным героям? Это те вопросы, которые необходимо решить на уроке по сквозной теме.

Планируемые результаты:

  • умение понимать тему, идею литературных произведений, учитывать их родовую специфику;
  • у мение выявлять авторскую позицию;
  • уметь пересказывать, отвечать на вопросы с использованием образных средств русского языка;
  • понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус.

Ход урока

Актуализация опорных знаний

Чтение эпиграфа

- Действительно, как в современном жестоком веке, когда происходит обесценивание человеческой личности, остаться в ладу со своей совестью, сохранить каждую драгоценную каплю своей души?

- Многие забыли, что такое совесть, душа, нравственность. Удивительно, что уже давно исчезли с лица русской земли молчалины и скалозубы, фамусовы и репетиловы, горичи и тугоуховские, но до сих пор живет и процветает трусость и низкопоклонство, карьеризм и пустозвонство, бессмысленное существование, невозможность найти свое место в жизни, глупость и невежество.

- Как вы считаете, есть ли противоядие, сила, способная противостоять этому злу? (Сила в просвещении, прогрессе, которые несут обществу передовые, прогрессивные люди)
- А как быть, если они идут вразрез с общепринятой моралью, если все, чем дышат, живут такие люди, никак не вписывается в общественное мнение? (Тогда надо исследовать условия, в которых им приходится жить, чтобы понять, почему они не вписываются в окружающую действительность)

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Определение темы урока и постановка цели обучающимися: Какой он, передовой человек? Чем живет, чем дышит? Присущи ли ему совестливость и нравственность? В чем смысл его активности, жизненных усилий? Почему герои Грибоедова, Пушкина, Лермонтова стали "лишними"?)

- Вы правы, определив в качестве отдельных черт совестливость и нравственность людей, являющихся яркими представителями своего времени.

Работа в парах

- Как вы понимаете значение слов: совест, душа, нравственность?

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, перед обществом.

Душа – внутренний, нравственный мир человека.

Нравственность – норма поведения человека в обществе, соответствующая требованиям морали.

Учитель: Нравственные проблемы были актуальны во все времена, но, только начиная с 19 века, писатели вплотную приблизились к ним. И Грибоедов, и Пушкин, и Лермонтов, как поэты, писатели и граждане своей страны, никогда не оставаясь в стороне от злободневных вопросов, пытаются решить их в своем творчестве.

Постановка дидактической задачи

- Работать будем в группах, чтобы выяснить, почему главные герои "Горе от ума", "Евгения Онегина", "Героя нашего времени" были так не похожи на окружающих, почему общество их отвергло, почему они одиноки, в чем их беда, что прошли они по жизни "без следа"?

- И хотя герой Грибоедова является только "предтечей" галереи "лишних" людей, мы будем говорить и о нем как о человеке, всколыхнувшем свой век. Наши наблюдения мы должны будем оформить в наблюдения, определив основные тематические признаки "лишних людей".

Задание для первой группы

- Можно ли говорить о том, что герои Грибоедова, Пушкина, Лермонтова всегда поступают по совести? Как это соотносится с общественной моралью?
- Для этого вам нужно:

  1. Сравнить поведение героев в светском обществе, выявить их сильные и слабые стороны.
  2. 2Какие эпизоды могут подтвердить вашу точку зрения?

Задание для второй группы

- А душу можно ль рассказать? Чтобы ответить на заданный вопрос, нужно:

  1. Определить, как авторы помогают "проникнуть" в душу героев.
  2. 2Важно ли это для понимания авторского замысла - показать сложность и глубину социальной и философской проблематики произведений?

Задание для третьей группы

- Через какие нравственные испытания пришлось пройти Чацкому, Онегину и Печорину, чтобы "сохранить свое лицо"? Вам нужно:

  1. Сравнить, как личные переживания героев накладывают отпечаток на их поведение в обществе.
  2. Выяснить, какова авторская позиция в этом вопросе.

Задание для четвертой группы

- Каковы основные тематические признаки "лишних людей" по произведениям "Горе от ума", "Евгений Онегин", "Герой нашего времени"?
- Чтобы ответить на вопрос, вам нужно выяснить, по каким критериям можно отнести героев произведений к "лишним" людям.

Прослушивание и обсуждение ответов групп

Ответ первой группы

В мертвую тишину дома Фамусова Чацкий врывается, как вихрь: "Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног!" - восклицает герой, с жаром целуя руку Софьи. С Онегиным мы знакомимся, когда он едет к умирающему дядюшке, ожидая большого наследства. О Печорине узнаем из первой повести Лермонтова.

Чацкий - пылкий малый, "проведший несколько времени с очень умным человеком и напитавшийся его мыслями, остротами, сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, – очень умно" (Пушкин А. С). Но кому говорит он все это? Фамусову? Московским бабушкам? Молчалину? Скалозубу? Зачем?

Так велит его совесть – говорить обо всем, на что имеет свое собственное мнение. Онегин в обществе признан всеми, "свет решил, что он умен и очень мил". Поступки Печорина мелки, кипучая деятельность его пуста и бесплодна. Время поставило его, по мнению Белинского, перед альтернативой: "или решительное бездействие, или пустая деятельность".

Герой полон действительно бунтарского неприятия всех устоев общества, в котором вынужден жить. Он нигде не пытается показать себя в выгодном свете, откровенно рассказывает о мотивах своих поступков, и обо всех тайных движениях своей судьбы. И здесь он поступает по совести.

Если рассматривать наших героев во взаимоотношениях с женщинами, можно сказать, что по отношению к ним благородны Чацкий и Онегин. (один хоть и уязвлен холодностью возлюбленной, все же открыто не заставляет ее страдать; второй тронут признанием в любви, но, произнося свою отповедь, не использует неопытность девушки, тем самым сохраняет честь Татьяны)

Ни Чацкий, ни Онегин так глубоко, как Печорин, не смотрят в свою душу. И здесь мы понимаем, что беда Чацкого не в том, какие человеческие качества ему присущи, а в том, что слишком уж резкие суждения он высказывает по всем современным проблемам, при этом не взирает "на чины и лица".

Но замысел Грибоедова был не столько в том, чтобы показать душевную травму своего героя, а в том, чтобы доказать, что Чацкий - человек со сложившимся мировоззрением, системой жизненных ценностей и моралью. Это новый тип человека, действующий в истории русского общества.

Главная его идея – гражданское служение. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Самое ненавистное для него – рабство во всех проявлениях, самое желанное – свобода.

Такая жизненная философия ставит этого героя вне общества, собравшегося в доме Фамусова. В глазах этих людей, привыкших жить по старинке, Чацкий – опасный человек, "карбонарий", нарушающий гармонию их существования.

"Лишность" Онегина не в том, как он относится к окружающим, а в том, что Евгений никак не может найти свое место в жизни, не знает, чем заняться, чтобы чувствовать себя нужным. В отношениях с Татьяной Онегин, конечно, проявил себя как благородный и душевно тонкий человек.

И нельзя винить героя за то, что он не ответил на любовь Татьяны: сердцу, как известно, не прикажешь. Другое дело, что Онегин послушался не голоса своего сердца, а голоса рассудка. Пушкин осуждает за это своего героя.

Чацкий, отвергнутый обществом, имеет потенциальную возможность найти себе применение. У Онегина такой возможности уже не будет. Он – "лишний человек", не сумевший реализовать себя, который "глухо страдает от поразительного сходства с детьми нынешнего века".

Его судьбу, характер, взаимоотношения с людьми определяют совокупность обстоятельств современной действительности, незаурядные личные качества и круг "вечных", общечеловеческих проблем, с которыми он сталкивается.

Более сложны отношения Печорина с Бэлой, княжной Мери, Верой. Он сознательно делает всем им больно, заставляет страдать, значит, поступает не по совести. Обычно ли такое поведение героев? Принято ли так было в обществе? Скорее всего – да, потому что Лермонтов говорил, что этот образ "собран из пороков".

Печорин сам признается, что в нем два человека: один живет, другой мыслит и судит; один стремится к высоким идеалам, другой скептик. Вывод: если для Грибоедова важна общественная позиция Чацкого, то все действия героя можно расценивать как поступки по совести.

У Пушкина и Лермонтова мы не встречаем анализа поведения героев в политических баталиях, весь акцент делается на взаимоотношения их с друзьями, знакомыми, возлюбленными, и здесь можно осудить эксперименты Печорина над людьми. Страшно, когда страдают близкие.

Учитель: Итак, поступки наших героев мы, как читатели, можем оправдать или осудить, но способны ли они сами понять себя и рассказать о своих чувствах?

Ответ второй группы

Конспект урока литературы в 9 классе по теме: "Дж. Г. Байрон: Образ "лишнего человека" в русской литературе" публикуется в сокращении. Скачать полную версию вы можете по ссылке ниже

Размер:
29.08 Kb
Скачали:
15