Образ Чацкого и Молчалина в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Сравнительная характеристика героев Чацкого и Молчалина комедии Грибоедова А.С. «Горе от ума», как представителей века нынешнего и века минувшего.

В противопоставлении образов ясно видна позиция автора – он на стороне Чацкого.

Представители и идеалы фамусовского общества ему не симпатичны.

Произведение написано уже 2 века назад, но комедия не теряет свой актуальности и сегодня.

Сочинение-рассуждение "Характеристика Чацкого и Молчалина"

В своей комедии А.С. Грибоедов «Горе от ума» поднимает морально-нравственные проблемы, сравнивая образы главных героев. Автор показывает столкновение «века нынешнего» и «века минувшего», тем самым раскрывая главную мысль произведения.

Главными героями данной комедии являются Чацкий и Молчалин. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Иван Гончаров писал: «Образовались два лагеря, или, с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всей братии «отцов и старших», с другой — один пылкий и отважный боец, «враг исканий».

Молчалин – представитель фамусовской эпохи, олицетворение лжи, чинопочитания и эгоизма. Он по натуре тихий и безликий. Важнейшей задачей ставит перед собой сделать карьеру и получить высокие чины. Для него отсутствуют понятия чести и гордости. Молчалин двуличен.

Чацкий же полностью противоположен Молчалину. Он – образец просвещённой дворянской молодежи, истинный патриот. Чацкий презирает фамусовское общество. Он считает, что он изменит и «разбудит» его.

Характер героев произведения определяет их отношение к окружающему.

Сравнивая отношения героев к богатству и чинам, можно увидеть, что Александр Чацкий негативно оценивает людей, которые ценят лишь богатство и чины, боятся правды и просвещения:

«Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?».

В частности, Чацкий уходит со службы, так как хочет служить Родине, а не прислуживаться начальству:

«Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется – враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний».

Молчалин же мечтает и “награжденья брать, и весело пожить”. Получать чины, награды и почести – главная его цель:

«… Чиновные и должностные

Все ей друзья и все родные;»,

«Ведь надобно ж зависеть от других…».

На получение образования у главных героев абсолютно разные представления. Образование не имеет для Молчалина большого значения, а просвещение, как и все представители “века минувшего”, считает источником опасности и зла. Для него важными факторами в жизни являются лесть и угодничество.

Для Чацкого образование стоит на первом месте, так как он считает, что от учения зависит круг познаний необходимых для выживания:

«Здесь нынче тон каков

На съездах, на больших, по праздникам приходским?

Господствует еще смешенье языков:

Французского с нижегородским?»,

«В России, под великим штрафом,

Нам каждого признать велят

Историком и географом!».

Подобные взгляды воспринимаются фамусовским обществом как опасное вольнодумство.

Помимо социальных конфликтов Грибоедов поднимает не менее важную проблему, проблему любви. В первом же явлении мы знакомимся с любовной линией Софьи и Молчалина. Софья влюблена в Молчалина. Она ценит в нём покорность, которая ценилась в обществе. У Молчалина была потребительская любовь к Софье. Он знал, что она способна поднять его авторитет в обществе:

«И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека…».

Другая любовная линия в комедии: история Софьи и Чацкого. Чацкий искренне влюблён в Софью, ради неё он готов на многое. По отношению к Софье он имеет серьезные намерения. Но главная героиня зависит от общества, которое так странно для Чацкого. Он страдает от неразделённых чувств.

Таким образом, Чацкий – умный, воспитанный и искренне любящий человек, а Молчалин – лицемерный и льстивый. Софья же мечется между «старым» и «новым», истиной и ложью.

Подводя итог, можно сказать, что А.С. Грибоедов на протяжении всего произведения показывает столкновение абсолютно разных мировоззрений, «века нынешнего» и «века минувшего». Безнравственное и эгоистичное общество одобряет Молчалина, а Чацкого не принимает. Пытаясь разбудить лучшие человеческие качества у окружающего общества, Чацкий остаётся не понятым, чужим и «лишним» в нём. В этом заключается вся суть времён и общества.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: сочинение, литература, 9 класс