Сопоставительный анализ комедий Ж.Б. Мольера "Тартюф" и А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Художественный метод "Горя от ума" традиционно определяется как реалистический, восходящий к просветительскому реализму 18 века.

Между тем идеология, поэтика "Горя от ума" основывается на реальных аспектах классицизма: вере в разум, в идеал гармонии и веры; взгляде на драматическое произведение как на разумно организованное, логически выстроенное явление искусства.

Как известно, идейно-художественная система комедий Ж.Б. Мольера восходит к этим принципам. Поэтому в ходе сопоставительного анализа необходимо выявить меру и степень восприятия Грибоедовым ("Горе от ума") завоеваний Мольера-комедиографа ("Тартюф").

"Тартюф" - пример подобного нового типа комедии, утверждающей нравственный и гражданский идеал. Сюжет движут характеры героев, обуславливающие их поступки. Драматизм переживаний придает отрицательному герою (Тартюфу) жизненную достоверность, вследствие чего сатира приобретает особую силу.

Природа жанра "Тартюфа" проясняет формально второстепенный персонаж, г-жа Пернель. Именно она в экспозиции задает исходную напряженность действия комедии в целом; дает первичную характеристику персонажей, начинает борьбу между реальным и кажущимся; она же рисует портрет Тартюфа, не соответствующий тому истинному образу лицемера, который сложился у членов семьи:

Он – праведник. Его благие наставления
Душеспасительны. Для всей семьи позор,
Что ты, молокосос, с ним затеваешь спор.

Ж.Б. Мольера "Тартюф"Ж.Б. Мольера "Тартюф"

Именно г-жа Пернель первая объявляет Тартюфа "посланцем неба", обозначая начало развития драматического конфликта, в котором очень скоро "проявится" Оргон, превращающий Тартюфа в "объект страсти". Обосновывая право героев на собственную идеологию (религиозную в том числе), Мольер в предисловии к "Тартюфу" замечает: "… у древних комедия берет начало из религии… она была в сове время составной частью тогдашних религиозных действ; и в наше время ставились духовные пьесы г-на де Корнеля, вызывавшее восторг всей Франции".

Возводя таким образом свою комедию к опыту античной комедиографии, Мольер тем самым дает теоретическое обоснование нового жанра, новой манеры игры, рисуя перспективы развития "высокой комедии", реализованные Грибоедовым не только в "Горе от ума", но и в других своих комедиях. Консерватизм, традиционализм, следование классическим эстетическим канонам (соблюдение единств – времени и места) не помешали правдивости, жизненности, реалистичности комедии Грибоедова, возможности донести "дух эпохи".

Отмечая способность Грибоедова творчески синтезировать драматургический опыт разных философско-эстетических уровней, Пушкин писал: "Есть высшая смелость: смелость изобретения, создания, где план обширный объемлется творческой мыслию, - такова смелость Шекспира, Данте, Гете, Мольера". Эта "высшая смелость" гения - в обнажении Грибоедовым, как и Мольером, засилия морального и религиозного лицемерия.

Отечественное литературоведение, литературная критика рекомендуют в процессе поэтики "Горе от ума" говорить о "образном постижении" двух перспектив русских героев (Чацкий – Молчалин), о романтическом пафосе монологов Чацкого, об ослаблении причинно-следственных отношений (типичных для комедии классицизма), о проповеднической функции главного героя как отражения эстетики классицизма и Просвещения, об отступлении от торжественно-риторического колорита монологов классической пьесы.

Иллюстрация к комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"Иллюстрация к комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Исследуя сюжетную линию Чацкий – Молчалин, подчеркнем: в обличительных речах-монологах Чацкого – образ "века минувшего", "века покорности и страха", "века Екатерины" ("вельможи в случае", "великолепные палаты", "роскошные забавы"). В этих речах - психологический портрет самого героя, тонко прочувствованный критиком. "…Чацкий до сих пор единственное героическое лицо нашей литературы. Пушкин провозгласил его неумным человеком, но ведь героизма у него не отнял, да и не мог отнять…".

Молчалин, антагонист Чацкого, тоже решается автором как образ-символ, символ рабского молчания ("ведь нынче любят бессловесных", по реплике Чацкого), лакейства и подлости, едва замаскированного карьеризмом.

Живой смысл "Горя от ума" - в проблеме выбора. В комедии отразились глубокий и острый ум, неприятие мира фамусовых и скалозубов, безоглядный героизм.
"Живой смысл" - и в трагизме фигуры Чацкого: столкновение ума с глупостью, косностью барской Москвы завершается по сути поражением героя, поспешно покидающего столицу. Драматург подчеркивает: пут к прогрессу, цивилизации сложен и тернист.

Таким образом, исследование жанровой специфики, авторской позиции в решении проблем героя, конфликта, развития драматического действия позволяет говорить об известном родстве "Тартюфа" и "Горя от ума", что, естественно, не отменяет самобытности, оригинальности, неповторимости сочинения Грибоедова. Художественная ценность произведения определялась не оригинальностью фабулы, а оригинальностью ее сюжетной модификации и, главное, достоинством идейного и поэтического "наполнения" заданной сюжетной схемы.

Постижение философских, эстетических основ французской и русской драматургической классики возможно при условии ознакомления с особенностями духовной и культурной жизни эпохи и драматургов, уклада жизни, разных форм общественного сознания.

Примерные виды и формы заданий для глубокого понимания, изученного:

  1. Составить композиционно-сюжетные планы "Тартюфа", "Гоя от ума".
  2. Составить планы развернутых ответов (планы-конспекты):
    а) Почему Тартюф, Чацкий – главные герои?
    б) Определить систему художественных способов выявления авторской позиции.
    в) Как сложилась бы судьба героев комедий Мольера и Грибоедова "двадцать лет спустя".
  3. Пересказать ключевые эпизоды комедий.
  4. Составит аннотацию (письменно), отзыв (устно) сравнительно-сопоставительного характера.
  5. В какой степени Грибоедов сохраняет черты классической комедии? От чего драматург отказывается?
Размер:
15.15 Kb
Скачали:
9

Метки к статье: литература, 9 класс