Свободолюбивая лирика Пушкина А.С.

Еще в лицейские годы у Александра Сергеевича Пушкина сложились свободолюбивые взгляды и настроения, близкие по своему содержанию и настроению идеям будущих декабристов.

Свобода для поэта – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы.

Свобода – условие творчества. В петербургский период творчества свобода открылась А. С. Пушкину прежде всего как абсолютная, общечеловеческая ценность. Свобода – вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней поэт нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств. 

Пушкин А.С. всю свою жизнь был убеждён, что нет ничего важнее человеческой свободы и свободы выбора соответственно. В течение всего творческого пути взгляды поэта на свободу претерпевали изменения.

А.С. Пушкин (06.06.1799 - 10.02.1837) - русский поэтА.С. Пушкин (06.06.1799 - 10.02.1837) - русский поэт

«Деревня»

Стихотворение «Деревня» было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый «петербургский» период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в общественно-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с Рылеевым, Луниным, Чаадаевым. Наиболее важными для А. Пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство России, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность самодержавно-крепостнической системы.

Стихотворение «Деревня» посвящено чрезвычайно актуальной для того времени теме крепостного права. Оно имеет двухчастную композицию: первая часть (до слов «но мысль ужасная») представляет собой идиллию, а вторая — политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего.

Деревня для лирического героя — это, с одной стороны, некий идеальный мир, где царят тишина и гармония. В этом краю, «приюта спокойствия, трудов и вдохновенья», герой обретает духовную свободу, предается «творческим думам». Образы первой части стихотворения — «темный сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «нивы полосаты» — романтизированы. Это создает идиллическую картину покоя и умиротворения.

Но совсем другая сторона жизни в деревне открывается во второй части, где поэт безжалостно вскрывает уродство социальных отношений, произвол помещиков и бесправное положение народа. «Барство дикое» и «рабство тощее» - основные образы этой части. Они воплощают «невежества убийственный позор», всю неправильность и бесчеловечность крепостного права. Таким образом, первая и вторая части стихотворения являются контрастными, противопоставленными друг другу.

Этой же цели служит и отбор изобразительно-выразительных языковых средств. Интонация речи в первой части стихотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подбирает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Они создают романтическую и умиротворенную атмосферу: «льется дней моих поток», «мельницы крилаты», «озер лазурные равнины», «мирный шум дубрав», «тишина полей».

Во второй части интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, дает выразительную речевую характеристику: «барство дикое», «на пагубу людей избранное судьбой», «измученные рабы», «неумолимый вла­делец». 

«Узник»

Стихотворение «Узник» было написано в 1822 году, во время «южной» ссылки. Приехав к месту своей постоянной службы, в Кишинев, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и моря - выжженные солнцем бесконечные степи. Кроме того, сказалось отсутствие друзей, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Пушкин чувствовал себя пленником. В это время и было создано стихотворение «Узник».

Главная тема стихотворения «Узник» - тема свободы, ярко воплощенная в образе орла. Орел - пленник, как и лирический герой. Он вырос и вскормлен в неволе, он никогда не знал свободы и, тем не менее, стремится к ней. В призыве орла к свободе («Давай улетим!») реализуется идея пушкинского стихотворения: человек должен быть свободен, как птица, потому что свобода - это естественное состояние каждого живого существа.

Южная ссылка ПушкинаЮжная ссылка Пушкина

Композиция. «Узник», как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, но постепенно тон лирического героя становится все более взволнованным. Во второй строфе спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. В третьей он достигает своего пика и как бы зависает на самой высокой ноте на словах «лишь ветер. да я»! 

«Во глубине сибирских руд»

Этот литературный труд создавался поэтом в 1827 году, как простое послание к бунтовщикам. Все это происходило в 1825 году, многих друзей Пушкина арестовали и отправили по этапу.

Стиль у стихотворения возвышенный. Здесь большое количество образов абстрактного вида: свобода, ненастье, любовь, надежда на будущее.

Образы в стихотворении, представленные такими словосочетаниями, как «темницы», «оковы тяжкие», «мрачное подземелье», создают атмосферу трагедии, которая произошла с его друзьями. Но здесь противопоставлена мрачным образам и вера, и надежда. Ведь без этих двух составляющих нельзя будет пережить все невзгоды. С каждой строчкой приближается будущее. Сначала сменятся духовные ценности «любовь и дружество», а потом свобода изнутри выходит наружу «Оковы тяжкие спадут».

В стихотворении поэт не только имел в виду свободу в общем ее понимании, но и от деспотичности царской власти. Человек, имеющий внутреннюю стойкость, сможет дойти до окончания пути, отстаивать свои идеальные образы. И в этом случае он становится непобедим. Это и является главной идеей стиха. Создавался он стихотворным ямбом в четыре стопы. Автор применяет много разных средств выразительности для создания образа.

Используются эпитеты: труд скорбный, терпение гордое, стремление высокое, метафоры, например, свобода будет с радостью принимать у входа всех. Чтобы стихотворение стало более ярким и побуждающему к действию, используют прием повтора согласных звуков «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье». Это небольшая литературная зарисовка относится к такому стилю, как послание гражданского и дружеского вида.

Пушкин А.С. всю свою жизнь был убеждён, что нет ничего важнее человеческой свободы, и свободы выбора соответственно. В течение всего творческого пути взгляды поэта на свободу  претерпевали изменения.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: литература, стихи