Цель урока:
Задачи:
Тип урока: урок-исследование с использованием ИКТ, с использованием технологии метода проекта. (Мини – проект «В старину едали деды»).
Средства обучения: текст произведения, словари.
Дидактические задачи: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Слово учителя
Сегодня вместе с главным героем поэмы Чичиковым мы отправимся в гости к Коробочке. Интересная, необычная фамилия, правда, ребята? А может, это не фамилия, а прозвище? Кто она такая? Хочется поскорее разобраться? Давайте, разберёмся.
«Чем более я обдумывал мое сочинение, - писал Гоголь по поводу "Мертвых душ", - тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши».
Зачем автор рассказал о Коробочке?
В ряду помещиков, рисуемых Гоголем, Коробочка - единственная женщина. Нам ничего не известно о ее прошлом, семье. Доживает свой век в «порядочной глуши» одинокая вдова коллежского секретаря, хлопочет по хозяйству, «голову держит несколько набок», столкнувшись с непонятным ее недалекому уму предложением Чичикова. Боясь продешевить, запуганная сердитым и деловым гостем, соглашается Настасья Петровна продать небывалый товар за живые деньги. Бережливая Коробочка деньги сложит в мешочек, спрячет в угол комода, а затем по ее завещанию перейдут они «племяннице внучатой сестры».
Что же «истинно русского, коренного» в этом персонаже?
Давайте вместе с Чичиковым побываем в гостях у Настасьи Петровны Коробочки.
Усадьба, дом, застолье многое расскажут о хозяйке, ее характере, образе жизни, привязанностях и вкусах.
- Какой прием был оказан случайному гостю Чичикову, заблудившемуся ночью близ деревеньки Настасьи Петровны Коробочки? (П. Боклевский, Чичиков)
(Предполагаемый ответ учащихся: В гостеприимстве ей не откажешь: платье Чичикова было высушено и вычищено, перины взбиты так, что взобраться на них можно было, лишь подставив стул, последовало даже предложение почесать ему на ночь пятки, от которого, впрочем, Чичиков отказался)
- Проснувшись утром, Чичиков огляделся. Давайте вместе с ним увидим значимые предметно-бытовые детали текста.
Учащиеся класса делятся на три группы. Каждая группа получает задание исследовать текст и сделать вывод о:
Чтение и анализ отрывков, дающих портрет хозяйки.
Два портрета Коробочки: «Вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки» (портрет сливается с характером).
«Она была одета лучше, нежели вчера, — в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все также было что-то навязано».
Вывод первой группы:Коробочка бережлива, хранит распоротый салоп, обои в комнате старенькие, зеркала старинные. Неожиданный гость застал Настасью Петровну врасплох, утром она предстала в более приличном виде. Фланель на шее говорит о ее возрасте, замкнутом домашнем образе жизни в глуши.
(Показ иллюстрации к поэме. П.Боклевский. Коробочка.)
Хозяйство Коробочки (вид из окна): «...узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа, свинья с семейством очутилась тут же... тянулись пространные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья, накрытые сетями для защиты от сорок и воробьев... на одном из чучел был чепец самой хозяйки».
Вывод второй группы: сеть на фруктовых деревьях, чепец на чучеле - самые значимые детали, они говорят о том, что у Коробочки до всего доходят руки, ничто не пропадает в ее хлопотливом хозяйстве.
Деревня Коробочки: «За огородами следовали крестьянские избы, которые... показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились... Чичиков заметил где запасную почти новую телегу, а где и две».
Вывод третьей группы: описание деревни Коробочки говорит само за себя: она всех приучила к порядку, хорошая, бережливая хозяйка.
Предметом нашего исследования является речь Коробочки.
Чтение по ролям сцены торга. (Заранее подготовленные ученики)
Не желая упускать своей выгоды, Чичиков приступает к торгу. После беседы с Коробочкой он «был весь в поту, как в реке: все, что ни было на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро».
В чем же дело? (Коробочка уморила Чичикова своей «дубинноголовостью», бестолковостью, скупостью, желанием повременить с продажей небывалого товара. «Авось понаедут купцы, да и применюсь к ценам», - говорит она Чичикову)
Каков тон разговора Чичикова с Коробочкой и почему? (Чичиков решил вовсе не церемониться с Коробочкой, так как она небогата. Коробочка представляется Чичикову как «коллежская секретарша», то есть вдова коллежского секретаря, что соответствовало десятому классу табели о рангах.)
Сделка наконец совершена. Коробочка решила задобрить сердитого Чичикова и пригласила его закусить: «Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припёками: припёкой с лучком, припёкой с маком, припёкой с творогом, припёкой со сняточками, и невесть чего не было».
Ребята! Кому понятны слова скородумки, лепешки с припеком, пряглы, сняточки? В чем разница между ватрушкой и шанишками? Можно разрешить все загадки хлебосольной Коробочки. Наши девочки Лысова Анастасия и Лыгина Алёна поработали с «Толковым словарём живого великорусского языка» В. Даля и с «Кулинарным словарём» В.В. Похлёбкина, провели большую исследовательскую работу. После их рассказа, я надеюсь, станет всё понятным в том вкусном ряду.
Толкований этих слов нет ни в словаре С.И. Ожегова, ни в других толковых словарях. А между тем в современном русском литературном языке эти архаизмы имеют вполне употребимые синонимы.
Скородумка - вовсе не выпечка на скорую руку, а яичница выпускная или глазунья.Шаньга - ватрушка с кашей, мятым картофелем, творогом, сдобренная сверху сметаной. Знаток русской кухни В.В. Похлебкин в своем «Кулинарном словаре» уточняет, что шаньги - это круглые пирожки, имеющие внешний вид ватрушки, но не наполненные, а лишь смазанные в середине сметаной, творожно-яичной массой, творожно-гречневой смесью и так далее. С чем же были шанишки Коробочки, Гоголь не уточнил.
Похлебкин продолжает: «Шаньги едят горячими, свежевыпеченными с молоком, с простоквашей, с соленой рыбой, со щами, с чаем - они подходят ко всем этим разнообразным пищевым сопровождениям». А перед Чичиковым на столе еще какие-то загадочные пряглы. И этого слова нет даже у Даля. Хорошо, что недалеко оказалось слово «пряжить» - жарить в масле, и в этом же словарном гнезде находится слово «прягла» - оладья, толстый блинок, лепешка в масле, пышка.
Далее автор словаря поясняет: «Спряжить, спрягти - изжарить. Один пирожок недопряжен, другой перепряжен, попряжила б еще». Внимательный читатель заметил у Гоголя подсказку: «...перед завтраком Чичиков услышал завлекательный запах чего-то горячего в масле».
Лепешка - утолщенный блин разного диаметра, она может быть пресной, дрожжевой, сдобной, печеной, жареной. У Коробочки подавали лепешки с припеком. Словарь Даля объясняет: припек — посыпка на лепешки, блины (например, мак, лук, яйца). Какова же технология приготовления припека? Похлебкин пишет: существует разновидность блинов с припеком, когда на поверхность блина тонким слоем наносится пастообразный пищевой продукт (творог, фарш) и быстро припекается к блину на разогретой сковородке.
Чудесная книга «О жизни, быте и нравах русского народа» Н.И. Костомарова и И.Е. Забелина сообщает: «...русские пироги имели продолговатую форму и различную величину, большие назывались пирогами, малые - пирожками. На масленице пекли пряженые (читай - изжаренные в масле) пироги с творогом и яйцами... в постные дни пеклись пироги со всевозможными родами рыб, особенно с сигами, снятками...» Значит, сняточки - это рыба?
У Даля сняток (снеток) - рыбка вандыш, ловимая в Белозере, в продаже сушеная. Загадочный вандыш - это корюшка, а точнее, озерная форма корюшки - снеток. Как же получался припек к лепешке, если эта мелкая рыбка еще и сушеная? И Похлебкин, и Костомаров в своих книгах поясняют: «Сушеную рыбу - сущик - отварить, выбрать кости, мелко изрубить, смешать с мелкорубленым луком, гречневой или рисовой кашей (треть объема) и поджарить на подсолнечном масле. Эту рыбную кашу можно было класть и в пироги».
Пресный пирог с яйцом также понравился Чичикову: «съел с небольшим половину». Почему «пресный»? Потому что приготовлен он из бездрожжевого теста, которое, вымешав, раскатывают и тотчас же разделывают на пироги.
Блины в представлении не нуждаются, тем более что Чичиков «свернул три блина вместе и, обмакнувши их в растопленное масло, отправил в рот, а губы и руки вытер салфеткой. Повторивши это раза три, он попросил хозяйку приказать заложить его бричку.
- У вас, матушка, блинцы очень вкусны, - сказал Чичиков, - принимаясь за принесенные горячие.
- Спасибо, девочки. Ребята, какой вывод можно сделать о Коробочке как о хозяйке?
Вывод: не можем не отметить гостеприимство и хлебосольство Коробочки, замечая ее бережливость, упрямую подозрительность, желание продать с выгодой продукты своего натурального хозяйства, тупость и «дубинноголовость», которая, как отмечает Гоголь, «свойственна порой иному и почтенному и государственному даже человеку». Но впереди у Чичикова дорога, и он спешит к своей бричке.
Задача: Выявление качества и уровня овладения знаниями.
Гоголь, прощаясь с Коробочкой, восклицает: «Коробочка ли, Манилова ли, хозяйственная ли жизнь или не хозяйственная - мимо них!»
Как вы понимаете эти слова Гоголя?
(Коробочка суетится и хлопочет по хозяйству, копит денежки, живет в глуши, в ее жизни нет никаких событий, она обыденна, скучна, помещица ничем не интересуется, кроме повседневного, много лет назад заведенного порядка вещей, в конечном итоге она духовно мертва, примитивна, поэтому беседа с ней так утомительна для Чичикова)
- Что роднит Коробочку и Манилова? (духовная смерть … см. выше)
- Что нового открылось вам в Чичикове, что Коробочка помогла нам в нем увидеть? (Чичиков разный. Слащаво - обходительный с Маниловым, грубый с бестолковой Коробочкой, легко может обмануть, пообещав заехать еще раз.)
Итак, ребята, как мы теперь ответим на вопрос:
Зачем автор рассказал о Коробочке? (ответы учащихся)
На примере Коробочки Гоголь нам показывает, к чему приводит излишняя бережливость. Ребята, я думаю, что вы выберете другие жизненные ценности: стремление к красоте, яркости, жизнелюбие, активная жизненная позиция.
- Как вы оцените своё внутреннее состояние? Нарисуйте смайлик, соответствующий вашему настроению.
- Оцените, насколько вы усвоили данный материал (с помощью цветных кружочков).
Домашнее задание
Прочитать главу 4. Собакевич. Ответить на вопрос «Зачем автор рассказал о Собакевиче?»