Тема поэта в лирике Пушкина А.С.

Поэтическое творчество было основным делом Александра Сергеевича Пушкина. Он рано осознал свое поэтическое призвание и не мог не думать о творческом назначении поэта вообще и о себе в частности. А. С. Пушкин часто задавался вопросом: зачем нужна в обществе поэзия.

Результатом этих размышлений становятся стихи. В своем творчестве А. С. Пушкин строил концепцию о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе.

«Пророк»

«Пророк» – одно из наиболее известных стихотворений А. Пушкина. Александр Сергеевич написал его осенью 1826 года во время ссылки в Михайловском. Для поэта это был очень сложный период. А. Пушкин глубоко переживал расправу над декабристами, со многими из которых дружил, и переосмысливал свое место в обществе.

Пророк ИсаияПророк Исаия

Основой произведения стал библейский сюжет из VI главы книги пророка Исайи. Но автор наполнил его совершенно иным философским смыслом, превратив в манифест о предназначении писателя. Эту тему Пушкин поднимал в своих произведениях и раньше, используя традиционные образы античной мифологии: Парнас, Аполлон, муза, лира. Но до «Пророка» ничего подобного по силе эмоционального воздействия и глубине мысли в его творчестве еще не было.

Стихотворение «Пророк», написанное в жанре оды, поражает торжественностью стиля и яркостью художественных образов. Поскольку монолог представлен от первого лица, читатель невольно ассоциирует лирического героя с автором произведения. Некоторые современники А. Пушкина даже обвинили поэта в том, что он возгордился и возомнил себя «божьим избранником». Но анализ произведения показывает, что Александр Сергеевич лишь декларировал творческую программу каждого настоящего поэта.

«Пророк» состоит из трех частей, в которых последовательно прослеживается преображение героя. В первой части он «духовной жаждою томим» влачится в «пустыне мрачной». Всего одно предложение, но какой емкий образ! Поэт находится в духовном и творческом поиске. И вдруг «на перепутье» он встречает шестикрылого серафима – вестника Бога. Нисколько не удивляет «перепутье» в пустыне, где нет дорог. Ясно, что это символ выбора, к которому подошел герой.

Встреча с серафимом, согласно библейским канонам, говорит о многом. Ведь это наиболее приближенные к Богу ангелы, которые являются только исключительным людям. А. Пушкин подчеркивает значимость поэта, его избранность для важной миссии.

Во второй части стихотворения мы видим поэтапное перерождение героя, которое происходит на глазах. Первая ступень – символическое открытие глаз и приобретение чуткого слуха. Это лишь результат простого прикосновения. Но следующие метаморфозы далеко не так безболезненны. Видеть и слышать более тонко и глубоко, чем обычный человек, для настоящего поэта – мало. Чтобы выражать открывшуюся мудрость, не годится «празднословный», «лукавый» и «грешный» язык. Его следует вырвать и поменять на «жало мудрыя змеи».

Но и острым «жалящим» словом, несущим истину, не создать образцы высокого искусства. Ясный разум, наблюдательность и талант будут холодны и мертвы без горячего сердца. Поэтому ангел вонзает в грудь героя «угль, пылающий огнем». После такого преобразования поэт достоин нести людям свет истины. И «божий глас» воскрешает духовный «труп», которым тот был до встречи с серафимом, чтобы новоявленный пророк напоминал людям о «божьей искре» в каждой душе.

В стихотворении «Пророк» арсенал выразительных средств Пушкина необычайно широк. Это многочисленные:

метафоры«неба содроганье», «глаголом жги»

эпитеты«жало мудрыя змеи», «язык празднословный», «духовная жажда»

сравнения«как сон», «как труп», «как у испуганной орлицы».

Для усиления божественности сюжета поэт использует много старославянских слов: персты, зеницы, глас, виждь, внемли, горний. Они наполняют текст библейской атмосферой. Это было необходимо А. Пушкину, чтобы подчеркнуть истинность своих суждений, опираясь на непререкаемый авторитет Святого Писания. Эмоциональной напряженности добавляют и строки, которые начинаются с союза «и». Такое стилистическое построение характерно для библейских текстов.

Большое количество шипящих звуков и медлительный четырехстопный ямб без деления на строфы создают «мучительный» ритм, который соответствует страданиям героя. Пушкин использует различные виды рифмовки. Похоже, в этом произведении Александр Сергеевич не добивался совершенства формы, а полностью был сконцентрирован на содержании стиха.

Используя библейскую легенду и стиль изложения, А. Пушкин четко донес нам главную идею стихотворения: поэт, подобно пророку, должен «глаголом жечь сердца людей». В этом его подлинное призвание.

«Поэт»

Произведение «Поэт» было создано в 1827 году и тогда же опубликовано в журнале «Московский вестник». В этом стихотворении Александр Сергеевич вновь размышляет об историческом предназначении поэта. Композиционно произведение состоит из двух частей. В первой мы видим жизнь поэта без вдохновения. Пока «молчит его святая лира», он ничем не отличается от обычных людей, погруженных в повседневную суету.

Поэт «ничтожен», а его душа «вкушает хладный сон». Во второй части стихотворения лирический герой слышит «божественный глагол» вдохновения, отчего его душа пробуждается к творчеству. «Забавы мира» и «людская молва» становятся ему, чужды. «Дикий и суровый» поэт стремится на время покинуть общество, чтобы найти уединение среди дикой природы.

А. Пушкин утверждает, что поэт не может управлять своим вдохновением. Оно появляется и исчезает по воле Бога. Дар стихосложения – награда и наказание одновременно. А поэт – это человек, живущий по особым правилам. Как глашатай прекрасного, он выше окружающих, хотя может обладать пороками и слабостями не в меньшей степени, чем другие – «и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он».

В стихотворении А. Пушкин использовал образы и лексику, которые характерны для романтической поэзии: «народный кумир», «гордая голова», «пустынные волны», «пробудившийся орел».

Идея независимости поэта от людской молвы, его бегство от общества, возвышенный стиль изложения также характерны для романтической литературы. Поэтому стихотворение «Поэт» вполне логично отнести к этому литературному направлению. Противопоставление двух начал лирического героя достигается за счет эмоционально окрашенных эпитетов. В первой части они наполнены негативом: «детей ничтожных», «хладный сон», «суетного света».

Вторая часть стихотворения более оптимистична: «широкошумные дубровы», «гордой головой», «встрепенувшийся орел». Значимость поэтического творчества подчеркивают возвышенные словосочетания: «божественный глагол», «святая лира», «священной жертве». Эту же задачу выполняет и сравнение души поэта с гордым, вольнолюбивым орлом.

Вечная тема миссии поэта и поэзии раскрыта в стихотворении емко и лаконично. А. Пушкин всегда видел смысл творчества в пробуждении светлых чувств и доброты в сердцах своих читателей. По идейной нагрузке стихотворение «Поэт» сродни произведению А. Пушкина «Пророк», написанному годом ранее. 

«Разговор книгопродавца с поэтом»

В сентябре 1824 года А. Пушкин приехал в Михайловское и вскоре написал «Разговор книгопродавца с поэтом». Стихотворение было напечатано как предисловие к «Евгению Онегину». А. Пушкин облёк в стихи мысль, высказанную летом того же года в письме к Казначееву. Рассуждая о своей отставке, писатель не жалеет ни о карьере, ни о жаловании, потому что литературным трудом зарабатывает больше: «Если я ещё пишу по вольной прихоти вдохновения, то, написав стихи, я уже смотрю на них только как на товар...» А. Пушкин первым начал зарабатывать литературным творчеством, то есть стал профессиональным поэтом.

ИллюстрацияИллюстрация

В «Разговоре книгопродавца с поэтом» проявился кризис пушкинского романтизма. Недаром А. Пушкин издал его как своеобразное введение, настрой на реалистический роман в стихах. Это стихотворение – прощание с романтизмом и начало реалистического периода в творчестве поэта. Проблема свободы творчества, поднимаемая в стихотворении, позволяет отнести его к философской лирике.

Тема стихотворения – свобода творчества. Основная мысль выражена в словах книгопродавца: «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать». 

«Свободы сеятель пустынный...»

Тема стихотворения – разочарование в великой миссии поэта как глашатая правды и свободы. Основная мысль связана с тайной надеждой поэта. Во второй части лирический герой взывает к народам, как будто махнув рукой на бездействие толпы. Но стихотворение обращено не к ним, а к тем немногим личностям, которые осознают свою роль в истории и могут откликнуться на призыв. Так что основная мысль – разбудить личности в стадах мирных народов.

Эпиграф стихотворения взят из Евангелия от Матфея. Это первая строка притчи о сеятеле. В притче Иисус иносказательно объяснил ученикам, как воспринимают слушающие Слово Божье. Лишь немногие внимают ему, понимают его правильно и живут в соответствии с ним. Сеятель в евангельской притче – это сам Иисус. А. Пушкин сопоставляет своё дело поэта, свой призыв к свободе и борьбе с проповедью Иисуса. В отличие от Иисуса, поэт считает свою деятельность тщетной: «Но потерял я только время, Благие мысли и труды».

Стихотворение делится на две части. Первая повествует о деятельности сеятеля-поэта, чьё «живительное семя» - политические стихотворения и высказывания. Вторая часть сначала была частью чернового стихотворения «Моё беспечное незнанье», а затем распространялась в списках как отдельное стихотворение. Его не раз обнаруживала полиция или ІІІ Отделение.

Вторая часть – обращение к «мирным народам», которых А. Пушкин сравнивает с овцами (стадо Божье – это евангельский образ послушных верующих). Но в Евангелии речь идёт о пасущемся стаде, Пушкин же использует другие образы покорности: стадо режут или стригут, оно ходит в ярме (это уже не овцы, а волы), его бьют бичом. 

«Памятник»

Это одно из последних и самых высоких созданий А. С. Пушкина. Получилось так, что оно стало поэтическим завещанием поэта. Оно близко «Памятнику» Г.Р. Державина.

Стихотворение было написано за несколько месяцев до смерти поэта в 1836 году. Оно было зачитано А. Пушкиным на новогоднем балу. Здесь А.С. Пушкин говорит о своем понимании смысла и ценности поэзии, назначении поэта и поэзии на земле.

Данное стихотворение выражает твердые, уже сложившиеся взгляды поэта. По мнению А. Пушкина, поэта – божий посланник, который несет праведное слово народу. Поэт подчеркивает народность своего творчества.

Памятники А.С. ПушкинуПамятники А.С. Пушкину

В 4-й строфе – основная мысль стихотворения - оценка А. С. Пушкиным своего творчества. За что же его будут помнить потомки? За то, что его поэзия глубоко человечная, славящая свободу и защищающая всех, кто борется за нее. Автор уверен в том, что его творчество не померкнет с годами, и люди всегда будут интересоваться его творениями.

Стихотворение написано в жанре греко-римской оды. В связи с этим слова и интонация отличаются торжественностью, возвышенностью. Этому соответствуют введенные поэтом славянизмы: «воздвиг», «главою», «тленья», «пиит» и другие.

«Памятник» представляет собой речь народного поэта, утверждающего свое право на бессмертие.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: литература, 9 класс, стихи