Тема дружбы в лирике Пушкина

Тема дружбы – одна из основных тем в лирике А. С. Пушкина, она имеет автобиографические истоки. Большое количество произведений поэт посвятил своим друзьям: Пущину, Чаадаеву, Кухельбеккеру, Дельвигу.

Многие из них написаны в жанре дружеского послания.

Друзья окружали А. С. Пушкина в лицейские годы и годы ссылок. Они не вовлекали его в тайные политические общества, чтобы не загубить его талант. Среди его друзей было много декабристов. Поэта сближали с ними любовь к народу, стремление к его освобождению и, конечно, поэтическое творчество. Поэтов – друзей А. С. Пушкина называли «плеядой Пушкина».

Поэт подчеркивает в своих стихах гармонию, красоту, свободу, лежащие в основе дружеского союза, сравнивает его с душой, утверждая прочность связей между друзьями.

«К Чаадаеву»

Чаадаев Петр Яковлевич известен как философ и публицист, друг А.С. Пушкина со времен их обучения в Царскосельском лицее. Он во многом повлиял на мировоззрение поэта, его стремление к борьбе против самодержавия и идейные взгляды.

С первых строк очевидно разочарование А. Пушкина в прежнем романтизме. Такие светлые чувства, как любовь и надежда уже кажутся несерьезными юношескими забавами. На фоне подъема политического недовольства в стране, ощущения несправедливости и ущемления свободы людей они уже неактуальны.

Чаадаев П.Я. (07.06.1794 - 14.04.1856) русский философЧаадаев П.Я. (07.06.1794 - 14.04.1856) русский философ

Пушкин призывает посвятить себя служению Родине. Под этим понятием он имеет в виду защиту простого русского народа и отчизны от самодержцев, стоящих в ее главе. Пушкин использует лексику, присущую речи революционера: «звезда», «товарищ», «свобода», «самовластье».

Последние строки «И на обломках самовластья, Напишут наши имена!» выражают полную готовность встать в ряды революционеров, которые хотят свергнуть царя и провести реформы.

Идея освободить крепостных от рабства не раз звучала в стихах Пушкина, и здесь поднимается эта тема. Хотя стихотворение посвящено Чаадаеву, оно обращено к большому числу читателей. Те, у кого «сердца для чести живы», те, кто может воевать за свою Родину, должны вступить в противодействие. 

«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»)

Жанр стихотворения «19 октября» – дружеское послание. На это указывают и многочисленные обращения, встречающиеся в тексте. Как и во многих других произведениях А. Пушкина чувства и эмоции поэта тесно связаны, вплетены в описания природы.

Тема содружества и верности в дружбе – основная в произведении. Поэт обращается к друзьям, вспоминает дни, проведенные вместе и тех, кого уже нет с ними. Он жалеет о том, что не может быть вместе в этот день. Поэт соединяет в стихотворении два мотива: одиночества, грусти, скорби и неразделимости «вечного» союза, братства. Еще одной темой, которой дышит произведение – поиск своего пути в жизни. Призвание человека, напоминает поэт, часто можно увидеть уже с юных его лет. И куда бы ни забросила судьба лицеиста, каких бы высот в карьере он не достиг, поэт призывает не забывать лицейский союз и годы учебы, проведенные вместе.

Стихотворение начинается с описания осеннего пейзажа, подчеркивающего печальное настроение поэта. Как мы помним, в это время он был в ссылке, в Михайловском. Одиночество стало его спутником на два долгих года, что для поэта было тяжким испытанием. Поэтому с особой теплотой в стихотворении описаны моменты приезда, а иногда и случайных встреч в сельской глуши с тремя друзьями из лицейского братства: Дельвигом, Пущиным и Горчаковым.

Друзья А.С. Пушкина по царскосельскому лицеюДрузья А.С. Пушкина по царскосельскому лицею 

Грусть поэта разрастается от воспоминаний о товарищах, которых уже нет, и размышлениях о неискренности новых дружеских связей. Настроение меняется, когда поэт ободряется мечтой о том, что в следующем году он точно будет вместе с друзьями и призывает радоваться, «пока ещё мы тут».

Стихотворение заканчивается эмоциональным напутствием сохранения верности лицейскому братству. Полноту чувств и эмоций подчеркивают риторические восклицания и вопросы. Стихотворение наполнено многочисленными образами: огня жизни» и холода смерти, лицемерия многих нынешних «друзей» и настоящего братства царскосельского, образа лицея как «Отечества», которому он посвящает гимн.

Размер стихотворения – пяти- и шестистопный ямб. А. Пушкин в стихотворении использует два типа рифм – опоясывающую и перекрестную. Стихотворение содержит девятнадцать строф. Каждая строфа состоит из восьми строк.

«Няне»

Жанр стихотворения – послание. Произведение написано четырехстопным ямбом. Ритм музыкальный, почти песенный. Текст не разделен на строфы, что приближает его к разговорной речи.

В стихотворении поднимается тема самоотверженной материнской любви. Ее воплощением является няня Арина Родионовна, которой и посвящено произведение. Все стихотворение пронизано нежностью, любовью и бесконечной благодарностью лирического героя к ней. Обращаясь к няне, он находит самые трогательные и ласковые эпитеты: «подруга дней моих суровых», «голубка дряхлая моя». Поэт рисует образ женщины, все мысли и чувства которой посвящены прежде всего лирическому герою, питомцу.

В стихотворении прослеживаются четыре части. В первой герой обращается к няне. Вторая - рисует читателю домик в глухих сосновых лесах. Здесь в одиночестве живет няня. Третья часть рассказывает о старушке, тоскующей о своем воспитаннике. Поэт мастерски передает настроение. Чувствуется душевная боль и грусть пожилой женщины. Она не сидит без дела, вяжет, но спицы «медлят поминутно в ее морщинистых руках».

Няня чутко прислушивается к каждому звуку, боясь пропустить звон колокольчика, вещающего о прибытии гостей, и опускает спицы, чтобы они не мешали своим стуком. Последняя часть рассказывает о переживаниях старушки. Она глядит на «забытые вороты», которые давно не отворяли, заботы переполняют ее сердце.

Произведение небольшое, в нем всего пять предложений. Первое – восклицательное, содержит обращение к няне, второе - повествовательное. Следующие два предложения – сложные, длинные, они передают душевные терзания лирического героя, его взволнованность. Последняя строка обрывается, словно даря слабую надежду, дает читателю возможность думать, размышлять.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: литература