Образ Татьяны Лариной был создан Пушкиным, как идеал русской девушки того времени. Автор не скрывает своей симпатии к героине: «Простите мне: я так люблю/Татьяну милую мою…», подчеркивает её качества: искренность, естественность, простоту, преданность, умение любить и сочувствовать.
Её личность в произведении, в основном, проявляется в любовных отношениях. Как и Онегин, Татьяна – участница основного сюжета романа.
Её роль сопоставима с ролью Евгения. Достоевский считал, что «может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы».
В самых первых главах перед читателем предстает образ искренней, наивной девушки. Татьяна – простая, ничем не примечательная, с богатым внутренним миром. Часто погруженная в свои мысли, но довольна любознательная. С детства Татьяна любила читать книги, по мотивам которых строила своё будущее.
От природы героиня одарена «воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Автор сравнивает Татьяну с её сестрой Ольгой, которая хоть и привлекательней героини, но не богата духовно. Даже Онегин удивляется выбору Ленского: «Я выбрал бы другую… в чертах у Ольги жизни нет».
Татьяна воспитывается няней. Именно ей она открывает свою душу и просит рассказать о любви. Героине чужды интересы провинциальных девушек, она ощущает себя одинокой, «казалась девочкой чужой», но в Евгении она почувствовала родственную душу. Уже в письме к Онегину она признается: «Вообрази: я здесь одна, никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна».
Решив выразить свои чувства в необдуманном письме к Онегину, она пытается понять, какие чувства он испытывает к ней: «Я к вам пишу - чего же боле?/Что я могу еще сказать/Теперь, я знаю, в вашей воле/Меня презреньем наказать». Автор сочувствует Татьяне, потому что её любимый не романтический герой: «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью; Ты в руки модного тирана Уж отдала судьбу свою».
Искреннее письмо Татьяны тронуло избалованного Евгения, и он решается на откровенный отказ: «…Супружество нам будет мукой. Я, сколько ни любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас…». И в конце своего откровения он советует ей: «…не всякий вас, как я, поймёт; к беде неопытность ведет». После объяснения с Онегиным Татьяна продолжает его любить, но «…увядает, бледнеет, гаснет и молчит».
Проходит 2 года. В 8 главе характер Татьяны меняется также, как и отношение к Онегину. Она выходит замуж и становится холодной светской дамой. Этому научил её свет. Перед нами уже не простая деревенская девушка, а равнодушная княгиня. Теперь Евгений влюблён в Татьяну, он гоняется за ней как тень, но она его не замечает. Измученный безответной любовью он пишет письмо Татьяне, где раскаивается о прошлом. Письмо остаётся без ответа.
Очередная встреча с Онегиным наталкивает Татьяну на объяснения.
За холодностью светской дамы скрывается отчаяние: «А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура…». Теперь «она твердо говорит Онегину: «Но я другому отдана/И буду век ему верна», чем лишает всяких шансов Евгения. Обязательства перед мужем и светом для неё важнее. Героиня больше не доверяет Евгению и не верит в его любовь. Автор же восхищается её отказом, ибо она гордая и ценит себя больше, чем всякие страсти.
Для Пушкина Татьяна является героиней-мечты, которой он бесконечно предан и в которую влюблен. Татьяна – «милый идеал», «апофеоз русской женщины». Она поражает своей преданностью, гордостью и внутренней красотой.
Татьяне суждено было пройти через все трудности, перебороть себя ради семьи, «…повинуясь… высшему закону – закону своей натуры, а ее натура – любовь и самоотвержение…»