Конспект урока литературы 10 класс: Теория Базарова

Форма урока: круглый стол по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети

Цели урока:

- сопоставить понятие «нигилизм» и взгляды главного героя, подвести учащихся к мысли о разрушительном воздействии нигилизма на характер личности и общества;

- закреплять у учащихся умение работать в сотрудничестве;

- в урочной деятельности закреплять коммуникативную компетенцию учащихся.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

* Зависит ли судьба человека от его убеждений?

* Могут ли убеждения погубить человека, разрушить его жизнь или, наоборот, сделать его счастливым? (Вопросы записаны на доске, ответы на них – в конце урока).

Сегодня мы поговорим об убеждениях главного героя романа Тургенева Евгения Базарова, о том, что скрывается за пугающим словом нигилизм,что вкладывает герой в это понятие, соответствуют ли его оценки реальному содержанию слова.

Каждый из учеников (кто-то в группе, кто-то индивидуально) получил своё задание.

II. Определение заданий для работы на уроке.

Групповые задания:

Задания для 1 группы (4 ученика):

Проанализировать определения «нигилизм» и связать их с теми, которые даны в тексте художественного произведения (гл.5).

Нигилизм – отрицание общеприняты ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. В России термин получил распространение после появления романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». В русской публицистике ХIХ века: у «охранителей» - бранная кличка; у революционеров-демократов – название участников демократического и революционного движения 60-х – начала 70-х годов, отрицавших крепостнические традиции.

Большой энциклопедический словарь.

Нигилизм - «безобразное безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощупать». В.И.Даль.

Нигилизм – голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм. Толковый словарь русского языка.

Нигилизм - философия скептицизма, которая возникла в России в середине ХIХ века в начале правления Александра II. Ранее этот термин применялся к некоторым ересям в средние века. В Русской литературе термин нигилизмвпервые использован, пожалуй, Н. Надеждиным в статье, опубликованной в журнале «Вестник Европы». Критик приравнивал нигилизм к скептицизму. М.Катков, журналист, известный своим консерватизмом, в основном благодаря которому нигилизм рассматривал как синоним революции, преподносил как явление, представляющее социальную опасность, отрицающее все моральные принципы.

Ответьте на вопросы:

1.Нигилизм – это убеждения или их отсутствие?

2.Можно ли считать нигилизм социально позитивным (положительным для общества) явлением? Почему?

Свой ответ начинайте следующими словами: «Проанализировав данные нам определения, мы пришли к следующим выводам: во-первых, … во-вторых, … и т.д.».

Задание для 2 группы (2 ученика):

Прокомментируйте афоризм Базарова: «Исправьте общество, и болезней не будет». Ответьте не поставленные вопросы к глаголу «исправьте»в этом высказывании:кто? как? зачем?словами и поступками Базарова.

Задание для 3 группы (4 наиболее сильных ученика):

Выбрать из предложенного списка те глаголы, которые, по вашему мнению, отражают суть теории Базарова: заступаться, задержать, заморозить, задержать, коверкать, уничтожить, изменять, ломать, громить, расстраивать, разрушать, экспериментировать. Выписать их на доске (не более четырёх). Обосновать свой выбор: почему именно глаголы как часть речи необходимо использовать в формулировании основных положений теории Базарова?

Задание для 4 группы (2 ученика):

Выберите из предложенных слов и словосочетаний те, которые относятся к каждой группе в таблице: пожилые люди, молодые люди, старики, юнцы, легкомыслие, жизненный опыт, устаревшие взгляды, прогрессисты, новые современные взгляды, консерваторы, пассивность, активность.

 

«ОТЦЫ»

«ДЕТИ»

 

 

 

Сделайте вывод о взаимоотношениях «отцов» и «детей», называя чувства, которые связывают или отдаляют их друг от друга.

Индивидуальные задания (количество учеников, выполняющих подобные задания, зависит от желания учителя):

1. Что можно сказать о характере и взглядах литературного героя, если он произносит: «запишите любой выбранный вами афоризм Базаров и ответьте на поставленный вопрос»?

2. Прочитайте отрывок из эпилога романа со слов«Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдалённых уголков России» до слов «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной»…

Ответь на вопрос: о чём размышляет автор в прочитанном вами лирическом отступлении? (Это задание лучше всего предложить ученикам, собирающимся сдавать ЕГЭ по литературе).

3. Какие проблемы, кроме взаимоотношений «отцов» и «детей», поднимает И.С.Тургенев в своём романе? Назовите еще три проблемы. На каких образах и в каких эпизодах они решаются? (Данное задание можно предложить в качестве письменной работы в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку – написание сочинения в части С).

III. Рассказ о Базарове. Пока ученики готовят ответы на вопросы, один (из слабых) рассказывает о Базарове: детали портрета, семья, образование, друзья.

IV. Ответы учащихся о фразеологизмах Базарова, 4-й группы, а далее в любом порядке, но групповые ответы должны быть заслушаны на уроке обязательно, индивидуальные можно проверить как письменные работы.

V. Итог урока. Ответы на записанные на доске вопросы.

Автор: Калинина Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШИ № 24», ГО Краснотурьинск, Свердловской области
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!