Занятие сопровождается презентацией, приложениями.
Вашему вниманию предлагается разработка одного экологического занятия коллектива Биологического кружка, которая может быть легко изменена и использована другими педагогами для подготовки уроков и внеклассных мероприятий.
Цель экологических занятий - познакомить коллектив кружка с основными проблемами нашей планеты, дать возможность предложить свои варианты решения локальных экологических задач и поучаствовать в районных конкурсах экологической направленности.
Серия из пяти занятий кружка («Окружающая среда», «Вода», «Воздух», «Почва», «Биологическое разнообразие») является составной частью программы экологического воспитания школьников нашего образовательного учреждения, для которой очень важно открытое общение педагога с учениками и учеников между собой при обсуждении вопросов, связанных с состоянием природы. Сделать это на внеклассных занятиях проще, чем на уроке, поскольку урок предполагает оценку деятельности.
Вклад биологического кружка в популяризацию экологических идей может состоять не только в предоставлении точных знаний об окружающей среде, но и в вовлечении детского коллектива в разработку и осуществление целенаправленных экологических проектов, с разнообразием которых Санкт – Петербургу и Фрунзенскому району повезло.
Каждый год экологические занятия биологического кружка нашей школы приурочены к теме районного экопроекта. В 2007- 2008 учебном году он проходил под девизом «Воздух, которым мы дышим». По результатам выступлений коллектива кружка на данном занятии ребятам было предложено предоставить свои творческие работы на конкурс видеофильмов (результат - 1 место) и конференцию старшеклассников (результат – победа в Олимпиаде). Коллектив неоднократно приглашался для выступления на уроках по экологической тематике, а также для участия в итоговом общешкольном празднике.
Советы организаторам:
- Такие занятия требуют предварительной подготовки, поэтому необходимо заранее на одной из встреч с коллективом кружка дать возможность ребятам объединиться в творческие группы и выбрать тему и форму своего выступления.
- Педагог должен определить свою роль при подготовке учащихся: будет ли он являться активным участником или предоставит коллективу кружка полную свободу деятельности. В любом случае необходимо быть в курсе происходящего, т.к. руководитель должен составить план – сценарий.
- В результате обсуждения и ответов на вопросы может возникнуть дискуссия, поэтому педагогу дополнительного образования имеет смысл ознакомиться со статьёй Куриловой Р.П., Кикиной В.А., Жуковой Г.А. «Дискуссия как процесс диалогического общения…» (журнал «Методист» №4, 2008г.).
- Дискуссия, презентации и другие виды работ проходят легче, если каждый участник осознаёт и выполняет определённые правила, которые должны быть озвучены преподавателем в начале подобных занятий.
- Очень важно связывать деятельность детей с их эмоциями, которые оказывают огромное влияние на формирование нравственных чувств, поэтому сам процесс изучения экологии должен оставаться стимулирующим и весёлым.
Основные задачи занятия:
1. Образовательные
- Углублять знания о состоянии воздуха Санкт – Петербурга и атмосферы планеты в целом.
- Способствовать популяризации экологических идей.
2. Развивающие
- Развивать навыки аргументации в ходе научной дискуссии.
- Развивать навыки работы с учебной литературой.
- Развивать монологическую речь.
- Развивать познавательную активность.
3. Воспитательные
- Воспитание умения слушать и уважительного отношения к мнению других людей.
Оборудование: мультимедийный комплекс (для демонстрации презентации «Глобальное потепление» и компьютерного фильма «Там, где вековая лежала пыль, свой след оставил автомобиль»), комплект учебников «Экологический букварь» (автор С.В. Рянжин, Санкт-Петербург, издательство «Печатный двор», 1994г.), дидактический материал для демонстрации – авторские комиксы «Озоновый слой» по рисункам Л.В. Корнеевой (А.Д.Данилов, И.Л. Кароль «Атмосферный озон – сенсации и реальность», Ленинград «Гидрометеоиздат» 1991г.), музыкальное оформление: аудиозапись песни «Земля моя добрая» (муз. Е.Птичкина, сл. С.Островского) в исполнении Ю.Гуляева и фонограмма «Экологической песни» (муз. О.Хромушина, сл. В. Суслова).
Ход занятия.
(Коллектив собирается в кабинете биологии, в котором проходят занятия Биологического кружка и рассаживается за подготовленные для трёх творческих групп столы, на которых лежат «Экологические буквари», пока участники экологического занятия готовятся, звучит аудиозапись песни «Земля моя добрая»)
Преподаватель: Сегодня … экологическое занятие нашего кружка. Оно посвящено состоянию атмосферы Земли и проходит под девизом «Воздух, которым мы дышим». Вы сами выбрали тему и форму выступления своей творческой группы. Я надеюсь, результаты вашей работы с различными источниками информации будут интересны всему нашему коллективу, поскольку перед вами стояла задача не только рассказать об экологических проблемах планеты, но и предложить свои пути решения. Каждая творческая группа должна быть готова ответить на вопросы и принять участие в дискуссии, при этом давайте договоримся соблюдать следующие правила:
1. Умейте слушать друг друга;
2. Говорите по очереди;
3. Не отступайте от темы дискуссии;
4. Обменивайтесь своими идеями;
5. Щадите чувства других;
6. Покажите своё уважение к каждому.
А я приглашаю для выступления первую творческую группу, которая заинтересовались проблемой сохранения озонового слоя земли.
( Первая творческая группа (5 участников) при помощи комиксов рассказывают о загрязнении воздуха и разрушении озонового слоя
(см. Приложение №1))
Преподаватель: Спасибо, ребята, за ваше необычное, но содержательное выступление. А сейчас вам предстоим ответить на вопросы, которые возникли и у меня, и, я надеюсь, у ребят других творческих групп.
(Задаются вопросы, обсуждается выступление 1 творческой группы)
Преподаватель: Я предлагаю вам всем познакомиться с дополнительными данными, связанными с разрушением озонового слоя. Для этого воспользуемся статьёй из «Экологического букваря». Страница 77.
( Коллектив кружка знакомится со статьёй «Чем нам грозит «озоновая дыра», или всегда ли полезно загорать?» и принимает участие в её обсуждении)
Преподаватель: Вряд ли жители Петербурга и Ленинградской области связывают изменения погоды в нашем регионе с разрушением озонового слоя, а вот термин «Глобальное потепление» звучит постоянно. Этой проблемой и возможными путями её решения заинтересовались участники второй творческой группы. Ребята, вам слово.
(Вторая творческая группа (5 участников) при помощи компьютерной презентации (см. CD- диск «Глобальное потепление») рассказывает об изменении климата и возможных причинах его возникновения
(см. Приложение №2)).
Преподаватель: Спасибо. Очень интересное и познавательное выступление. Обращаюсь к другим творческим группам: «Какие у вас возникли вопросы по данной теме?»
(Задаются вопросы, обсуждается выступление 2 творческой группы)
Преподаватель: Как вы узнали из предыдущего выступления, серьёзным загрязнителем воздуха в нашем городе является автомобильный транспорт. Об этой проблеме 3 творческая группа создала компьютерный фильм, который, возможно, примет участие в районном конкурсе видеоматериалов «Там, где вековая лежала пыль, свой след оставил автомобиль». А после просмотра ребята ответят на ваши вопросы и расскажут, как создавалось кино и какие эффекты были использованы.
(Идёт демонстрация четырёхминутного фильма (см. CD- диск «Фильм»), затем его обсуждение)
Преподаватель: Сегодня на занятии нашего биологического кружка вы продемонстрировали свои знания в вопросе состояния атмосферы планеты, сделали это в творческой форме: разнообразно и интересно. Я думаю, что выступление второй группы может быть представлено на районной экологической конференции старшеклассников. Пожелаем и этим ребятам, и создателям фильма успехов в конкурсе! А закончим мы нашу сегодняшнюю встречу «Экологической песней».
(Звучит фонограмма, участники занятия и преподаватель исполняют песню
(см. Приложение №3)).
Ожидаемые результаты:
- Позитивная и заинтересованная работа коллектива кружка по вопросу, связанному с состоянием атмосферы.
- Доброжелательное отношение участников экологического занятия к мнению друг друга.
- Выявление проектов для участия в районных экологических конкурсах.
Скачать