Автор: Климова Ольга Сергеевна, ГБОУ СПО КМК, преподаватель математики и информатики, Нижегородская область, г. Кулебаки.
Занятие математического кружка для студентов 1 курса СПО.
Пояснительная записка.
Приобретение студентами знаний по математике имеет особенно важное значение в условиях современного социально-экономического развития общества, так как на математике основывается не только всякая техническая деятельность, но она же является необходимой основой для научно-исследовательской работы и в области естественных и общественных наук.
Однако одних занятий для этого недостаточно, поэтому возникает потребность в систематической внеклассной, в частности кружковой, работе.
Кружковые занятия позволят использовать материалы, не входящие в рамки занятий: исторические сведения, занимательные задачи, нестандартные приёмы и методы решения упражнений и задач.
Целью данного занятия является показать один из способов решения логических задач.
Тема занятия: «Логические задачи».
Цели и задачи:
Обучающие:
1. объяснения одного из способов решения логических задач;
2. формирование навыков решения задач.
Развивающие:
1. развитие устойчивого интереса к математике;
2. развитие мышления, логики, познавательной активности студентов.
Воспитательные:
1. воспитание уважения к сопернику;
2. умения достойно вести спор.
Оборудование:
1. Классная доска.
2. Мультимедийный проектор.
3. Задачи для решения (на карточках).
Структура занятия:
1. Выступления студентов с докладом и презентаций – 10 мин
2. Объяснение нового материала – 10 мин.
3. Решение задач в группах – 25 мин.
4. Обсуждение способов решения решенных задач – 35 мин.
5. Итог занятия, обсуждение темы следующего занятия – 10 мин.
Ход занятия:
1. Выступления студентов с докладом и презентацией.
Тема доклада: «Магические квадраты».
2. Объяснение одного из метода решений логических задач.
Задача:
Леня, Женя, Миша имеют фамилии Орлов, Соколов и Ястребов. Какую фамилию имеют каждый мальчик, если Женя, Миша и Соколов члены математического кружка, а Миша и Ястребов занимаются музыкой?
Решение:
Одним из способов решения логических задач является применение магического квадрата.
|
Леня |
Женя |
Миша |
Орлов |
- |
- |
+ |
Соколов |
+ |
- |
- |
Ястребов |
- |
+ |
- |
Знаком «+» будем отмечать истинное высказывание, а знаком «-» – ложное.
Если Женя, Миша и Соколов члены математического кружка, то Женя и Миша – не Соколовы. Ставим знак «-» в третьей строке третьего и четвертого столбцов. В этой строке во втором столбце ставим знак «+». Значит, Леня – Соколов. Во втором столбце во второй и четвертой строке ставим знак «-».
Миша и Ястребов занимаются музыкой. Значит, Миша не Ястребов. Ставим знак «-» в четвертой строке четвертого столбца. Миша – Орлов. Ставим знак «+» во второй строке четвертого столбца. Женя - не Орлов, следовательно, Женя – Ястребов. Заполняем квадрат: вторая строка третьего столбца ставим знак «-», а в четвертой строке третьего столбца ставим знак «+».
Ответ: Леня Соколов, Женя Ястребов, Миша Орлов.
3. Решение задач в группах.
Мы с вами разобрали один из способов решения логических задач. Я предлагаю вам несколько задач на выбор.
Используя магический квадрат, решите следующие задачи:
«Однажды на вечеринке».
Социальный психолог занимался анализом взаимоотношений в одном коммерческом банке. С этой целью он посетил вечеринку, устроенную президентом банка по случаю завершения годового отчета, и наблюдал, кто с кем беседует в неформальной обстановке.
Вот что выяснилось. Президент нашел время поболтать с каждым из пяти приглашенных коллег. Вице-президент обошел своим вниманием только одного. Казначей разговаривал поочередно с четырьмя коллегами. А бухгалтер, кассир и пресс-секретарь оказались менее общительными. Каждый и них общался с тремя коллегами.
Президент заранее предупредил психолога, что бухгалтер и пресс-секретарь уже давно не разговаривают друг с другом.
А теперь скажите, кого не удостоил своим вниманием кассир?
«Пять семей».
В нашем поселке живут пять семей всякой живности. Каждая держит по меньшей мере одну козу, одну кошку, одну собаку. Количество каждого вида живности в любой семье разное, но не более пяти. Общая численность животных во всех пяти семьях разная. Количество животных каждого вида в семьях тоже разное.
Петровы держат двух коз и занимают третье место по общему количеству животных. У Кузьминых 5 кошек. У Романовых 3 кошки, а собак больше, чем коз. У Семеновых больше коз, чем у Тимофеевых, а собак больше, чем у Кузьминых.
Сколько коз, собак и кошек у каждой из пяти семей?
«Продавцы газет».
Семь девушек и семь юношей решили во время каникул подработать продажей газет в электричках, уходящих с семи московских вокзалов. По предложению Жанны условились работать парами. Девушки выбрали себе каждая по направлению, а юноши решили, что каждый из них за неделю прокатится по всем направлениям.
В понедельник Аня продавала газеты вместе с Темой, а в четверг – с Ильей. Варя ездила с Костей, на следующий день с Сашей, затем с Павликом, а после этого – с Егором (все дни перечислены подряд).
Катя в среду ездила с Темой, в четверг – с Костей, а в пятницу – с Ильей.
Дина в понедельник торговала газетами вместе с Витей, а в среду – с Ильей, в пятницу – с Костей, а в субботу – с Сашей.
Саша катался в понедельник с Фаиной, а в четверг – с Эллой.
Фаина торговала газетами в четверг вместе с Павликом.
В субботу Элла работала на пару с Костей, а Фаина – с Темой, в понедельник Элла каталась вместе с Ильей.
Какие пары продавали газеты в воскресенье?
Скачать полную версию