Конспект занятия математического кружка для студентов: Логические задачи

Автор: Климова Ольга Сергеевна, ГБОУ СПО КМК, преподаватель математики и информатики, Нижегородская область, г. Кулебаки.

 

Занятие математического кружка для студентов 1 курса СПО.

Пояснительная записка.

Приобретение студентами знаний по математике имеет особенно важное значение в условиях современного социально-экономического развития общества, так как на математике основывается не только всякая техническая деятельность, но она же является необходимой основой для научно-исследовательской работы и в области естественных и общественных наук.

Однако одних занятий для этого недостаточно, поэтому возникает потребность в систематической внеклассной, в частности кружковой, работе.

Кружковые занятия  позволят использовать материалы, не входящие в рамки занятий: исторические сведения, занимательные задачи, нестандартные приёмы и методы решения упражнений и задач.

Целью данного занятия является показать один из способов решения логических задач.

 

Тема занятия: «Логические задачи».

Цели и задачи:

Обучающие:

1. объяснения одного из способов решения логических задач;        

2. формирование навыков решения задач.

Развивающие:

1. развитие устойчивого интереса к математике;

2. развитие  мышления, логики, познавательной активности студентов.

Воспитательные: 

1. воспитание уважения к сопернику;

2. умения достойно вести спор.

Оборудование:

1. Классная доска.

2. Мультимедийный проектор.

3. Задачи для решения (на карточках).

Структура занятия:

1.  Выступления студентов с докладом и презентаций – 10 мин

2. Объяснение нового материала – 10 мин.

3. Решение задач в группах –  25 мин.

4. Обсуждение способов решения решенных задач – 35 мин.

5. Итог занятия, обсуждение темы следующего занятия –  10 мин.

 

Ход занятия:

1. Выступления студентов с докладом и презентацией.

Тема доклада: «Магические квадраты».

 

2. Объяснение одного из метода решений логических задач.

Задача:

Леня, Женя, Миша имеют фамилии Орлов, Соколов и Ястребов. Какую фамилию имеют каждый мальчик, если Женя, Миша и Соколов члены математического кружка, а Миша и Ястребов занимаются музыкой?

Решение:

Одним из способов решения логических задач является применение магического квадрата.

 

 

Леня

Женя

Миша

Орлов

-

-

+

Соколов

+

-

-

Ястребов

-

+

-

 

Знаком «+» будем отмечать истинное высказывание, а знаком «-» – ложное.

Если Женя, Миша и Соколов члены математического кружка, то Женя  и Миша – не Соколовы. Ставим знак «-» в третьей строке третьего и четвертого столбцов. В этой строке во втором столбце ставим знак  «+». Значит, Леня – Соколов. Во втором столбце во второй и четвертой строке ставим знак «-».

Миша и Ястребов занимаются музыкой. Значит, Миша не Ястребов. Ставим знак «-» в четвертой строке четвертого столбца. Миша – Орлов. Ставим знак  «+» во второй строке четвертого столбца. Женя  - не Орлов, следовательно, Женя – Ястребов. Заполняем квадрат: вторая строка третьего столбца ставим знак  «-», а в четвертой строке третьего столбца ставим знак  «+».

Ответ: Леня Соколов, Женя Ястребов, Миша Орлов.

 

3. Решение задач в группах.

Мы с вами разобрали один из способов решения логических задач. Я предлагаю вам несколько задач на выбор.

Используя магический квадрат, решите следующие задачи:

 

«Однажды на вечеринке».

Социальный психолог занимался анализом взаимоотношений в одном коммерческом банке. С этой целью он посетил вечеринку, устроенную президентом банка по случаю завершения годового отчета, и наблюдал, кто с кем беседует в неформальной обстановке.

Вот что выяснилось. Президент нашел время поболтать с каждым из пяти приглашенных коллег. Вице-президент обошел своим вниманием только одного. Казначей разговаривал поочередно с четырьмя коллегами. А бухгалтер, кассир и пресс-секретарь оказались менее общительными. Каждый и них общался с тремя коллегами.

Президент заранее предупредил психолога, что бухгалтер и пресс-секретарь уже давно не разговаривают друг с другом.

А теперь скажите, кого не удостоил своим вниманием кассир?

 

«Пять семей».

В нашем поселке живут пять семей всякой живности. Каждая держит по меньшей мере одну козу, одну кошку, одну собаку. Количество каждого вида живности в любой семье разное, но не более пяти. Общая численность животных во всех пяти семьях разная. Количество животных каждого вида в семьях тоже разное.

Петровы держат двух коз и занимают третье место по общему количеству животных. У Кузьминых 5 кошек. У Романовых 3 кошки, а собак больше, чем коз. У Семеновых больше коз, чем у Тимофеевых, а собак больше, чем у Кузьминых.

Сколько коз, собак и кошек у каждой из пяти семей?

 

«Продавцы газет».

Семь девушек и семь юношей решили во время каникул подработать продажей газет в электричках, уходящих с семи московских вокзалов. По предложению Жанны условились работать парами. Девушки выбрали себе каждая по направлению, а юноши решили, что каждый из них за неделю прокатится по всем направлениям.

В понедельник Аня продавала газеты вместе с Темой, а в четверг – с Ильей. Варя ездила с Костей, на следующий день с Сашей, затем с Павликом, а после этого – с Егором (все дни перечислены подряд).

Катя в среду ездила с Темой, в четверг – с Костей, а в пятницу – с Ильей.

Дина в понедельник торговала газетами вместе с Витей, а в среду – с Ильей, в пятницу – с Костей, а в субботу – с Сашей.

Саша катался в понедельник с Фаиной, а в четверг – с Эллой.

Фаина торговала газетами в четверг вместе с Павликом.

В субботу Элла работала на пару с Костей, а Фаина – с Темой, в понедельник Элла каталась вместе с Ильей.

Какие пары продавали газеты в воскресенье?

 

Скачать полную версию