Программа математического кружка "Решение задач повышенной трудности". 7 класс

Математический кружок — это самодеятельное объединение учащих­ся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематиче­ские занятия с учащимися во внеурочное время. Кружок является основной формой работы с наиболее способными учащимися по математике.

Только здесь можно рассмотреть особые типы задач которые иногда называют «олимпиадными». Данный курс «Решение задач повышенной трудности по математике» своим со­держанием сможет привлечь внимание учащихся  7-х классов, которые интересуются математикой и хотят глубже познакомиться с ее идеями и ме­тодами.

Курс «Решение задач повышенной трудности по математике» строится по программе повышенного уровня изучения математики, знакомит учащихся с такими разделами математики, которые традиционно не входят в школьную про­грамму. Наряду с основной задачей обучения математике — обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений — данный курс предусматривает формирование устойчиво­го интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей. 

Цели кружка: 

привитие интереса учащимся к математике;

• углубление и расширение знаний учащихся по математике;

• развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;

• воспитание настойчивости, инициативы.

Задачи кружка:

— научить учащихся решать задач повышенной трудности;

— помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных математи­ческих умений на уровне свободного их использования;

— помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения дальнейшей образовательной перспективы. 

Данный курс рассчитан на 34 часа, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную рабо­ту. Основные формы организации учебных занятий — объяснение, консультирование, практическая работа, математические турниры, бои, конкурсы, олимпиады.  Использование занимательности, исторического материала, решение нестандартных, олимпиадных задач. Разнообраз­ный дидактический материал позволяет отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьиру­ется от простых до конкурсных и олимпиадных. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач. Программа способствует развитию познавательных интересов, мышления школьников. 

1.2. Учебно-тематический план 

№ занятия

Тема занятий

Кол-во часов

 

Практические занятия

34

 

1-2

Принцип Дирихле

2

 

3-4

Математические ребусы

2

 

5

Текстовые задачи (задачи решаемые с конца)

1

 

6-7

Четность и нечетность чисел

2

 

8-9

Делимость чисел

2

 

10 -11

Задание функции несколькими способами

2

 

12

Школьная олимпиада по математике

1

 

13

Геометрические задачи (разрезания)

1

 

14

Текстовые задачи (переливания)

1

 

15 -16

Логические задачи

2

 

17 -18

Задачи на проценты и части

2

 

19 -20

Текстовые задачи (математические игры, выигрышные ситуации)

2

 

21-22

Арифметические задачи

2

 

23 -24

Текстовые задачи (движения)

2

 

25

Взвешивания

1

 

26 -27

Геометрические задачи

2

 

28

О простых и составных числах

1

 

29

Деление с остатком

1

 

30

Возведение двучлена в степень

1

 

31

«Совиниада» (Логическая игра)

1

 

32

Конкурс « Самый сообразительный»

1

 

33

Математический бой

1

 

34

Итоговое занятие

1

 

1.3 Литература

1. Математические кружки в школе. 5-8 классы / А.В.Фарков.- 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006.

2. Математика. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад / Е.Г.Коннова. Под ред. Ф.Ф. Лысенко. - Ростов-на-Дону: Легион, 2008.

3. Занимательные материалы по математике. 7-8 классы./Сост. Е.А.Галаева. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

4. Математика. Занятия школьного круж­ка. 5-6 кл./ Шейнина О. С Соловьева Г. М. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. С. 208.

5. Математический кружок. 6-7 классы. / Спивак А.В. М..: Посев, 2003. С. 128.

Дополнительно:

- Сборники задач олимпиад ЦДО «Дистантное обучение», ЦДО «Поиск»

- Интернет-источники