Математический кружок — это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Кружок является основной формой работы с наиболее способными учащимися по математике.
Только здесь можно рассмотреть особые типы задач которые иногда называют «олимпиадными». Данный курс «Решение задач повышенной трудности по математике» своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 7-х классов, которые интересуются математикой и хотят глубже познакомиться с ее идеями и методами.
Курс «Решение задач повышенной трудности по математике» строится по программе повышенного уровня изучения математики, знакомит учащихся с такими разделами математики, которые традиционно не входят в школьную программу. Наряду с основной задачей обучения математике — обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений — данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей.
Цели кружка:
• привитие интереса учащимся к математике;
• углубление и расширение знаний учащихся по математике;
• развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
• воспитание настойчивости, инициативы.
Задачи кружка:
— научить учащихся решать задач повышенной трудности;
— помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;
— помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения дальнейшей образовательной перспективы.
Данный курс рассчитан на 34 часа, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Основные формы организации учебных занятий — объяснение, консультирование, практическая работа, математические турниры, бои, конкурсы, олимпиады. Использование занимательности, исторического материала, решение нестандартных, олимпиадных задач. Разнообразный дидактический материал позволяет отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач. Программа способствует развитию познавательных интересов, мышления школьников.
1.2. Учебно-тематический план
№ занятия |
Тема занятий |
Кол-во часов |
|
Практические занятия |
34 |
|
|
1-2 |
Принцип Дирихле |
2 |
|
3-4 |
Математические ребусы |
2 |
|
5 |
Текстовые задачи (задачи решаемые с конца) |
1 |
|
6-7 |
Четность и нечетность чисел |
2 |
|
8-9 |
Делимость чисел |
2 |
|
10 -11 |
Задание функции несколькими способами |
2 |
|
12 |
Школьная олимпиада по математике |
1 |
|
13 |
Геометрические задачи (разрезания) |
1 |
|
14 |
Текстовые задачи (переливания) |
1 |
|
15 -16 |
Логические задачи |
2 |
|
17 -18 |
Задачи на проценты и части |
2 |
|
19 -20 |
Текстовые задачи (математические игры, выигрышные ситуации) |
2 |
|
21-22 |
Арифметические задачи |
2 |
|
23 -24 |
Текстовые задачи (движения) |
2 |
|
25 |
Взвешивания |
1 |
|
26 -27 |
Геометрические задачи |
2 |
|
28 |
О простых и составных числах |
1 |
|
29 |
Деление с остатком |
1 |
|
30 |
Возведение двучлена в степень |
1 |
|
31 |
«Совиниада» (Логическая игра) |
1 |
|
32 |
Конкурс « Самый сообразительный» |
1 |
|
33 |
Математический бой |
1 |
|
34 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1.3 Литература
1. Математические кружки в школе. 5-8 классы / А.В.Фарков.- 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006.
2. Математика. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад / Е.Г.Коннова. Под ред. Ф.Ф. Лысенко. - Ростов-на-Дону: Легион, 2008.
3. Занимательные материалы по математике. 7-8 классы./Сост. Е.А.Галаева. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
4. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл./ Шейнина О. С Соловьева Г. М. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. С. 208.
5. Математический кружок. 6-7 классы. / Спивак А.В. М..: Посев, 2003. С. 128.
Дополнительно:
- Сборники задач олимпиад ЦДО «Дистантное обучение», ЦДО «Поиск»
- Интернет-источники