Составлена на основе авторской программы по математике для четырехлетней начальной школы (Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких)
В программу вошли разделы:
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Учебно-методический комплект
- Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного года
- Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г), примерной авторской программы по математике для четырехлетней начальной школы (авторы-составители:: Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких) и в соответствии с концепцией курса, представленной в Сборнике программ «Образовательная система «Школа 2100 » Начальная школа, и в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 09.03.2004г. №1312
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.
Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
– обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
– сформировать умение учиться;
– сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
– сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
– сформировать устойчивый интерес к математике;
– выявить и развить математические и творческие способности.
В курсе математики выделяется несколько содержательных линий.
Количество часов по учебному плану
В неделю - 4 часа
Всего - 132 часа
Плановых контрольных работ -2
Содержание программы
Раздел |
Название разделов |
Кол-во часов по программе |
Кол-во часов рабочей программы |
|
День Знаний |
|
1 час |
1. |
Признаки предметов |
6 часов |
6 часов |
2. |
Отношения |
4 часа |
4 часа |
3. |
Числа от 1 до 10 |
79 часов |
79 часов |
4. |
Числа от 1 до 20 |
19 часов |
19 часов |
5. |
Итоговое повторение |
18 часов |
18 часов |
|
Резервные часы |
10 часов |
5 часов |
|
Всего: |
136 часов |
132 часа |
Количество часов по рабочей программе сокращено за счет резервных уроков, т.к. учебный план школы составлен из расчета – 33 учебных недели для первого класса (итого: 132 часа)
Программно-методическое обеспечение для обучающихся: // Математика. Учебник для 1 –го класса в 3-х частях/ Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких – М.: Баласс, 2009//Рабочая тетрадь к учебнику «Математика» / Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких - М.: Баласс, 2009// Самостоятельные и контрольные работы к учебнику «Математика» / С.А.Козлова, А. Г.Рубин – М.: Баласс, 2009//
Программно-методическое обеспечение для учителя: // Математика. Учебник для 1 –го класса в 3-х частях/ Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких – М.: Баласс, 2009//Рабочая тетрадь к учебнику «Математика» / Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких - М.: Баласс, 2009// Самостоятельные и контрольные работы к учебнику «Математика» / С.А.Козлова, А. Г.Рубин – М.: Баласс, 2009// Моя математика. Методические рекомендации для учителя/ Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких – М.: Баласс, 2006//
Требования к результатам обучения учащихся к концу 1-го класса
1-й уровень (уровень стандарта)
Учащиеся должны знать:
– названия и последовательность чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
– названия и обозначения операций сложения и вычитания;
– таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка).
Учащиеся должны уметь:
– сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
– читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
– находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание);
– решать простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на...»;
в) задачи на разностное сравнение;
– распознавать геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую замкнутую, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат.
2-й уровень (уровень программы)
Учащиеся должны знать:
– таблицу сложения и вычитания в пределах 20;
– название компонент и результата действий сложения и вычитания, зависимость между ними;
– переместительное свойство сложения;
– единицы измерения длины, объема и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм).
Учащиеся должны уметь:
– выделять признаки предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал;
– выделять часть предметов из большей группы на основе общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основе общего признака (родовое отличие);
– производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
– находить значения выражений, содержащих два действия (сложение и/или вычитание) без скобок;
– сравнивать, складывать и вычитать именованные числа;
– решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b;
– решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
– узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырехугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты, из множества углов – прямой угол;
– определять длину данного отрезка;
– читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трех строк и трех столбцов;
– заполнять таблицу, содержащую не более трех строк и трех столбцов;
– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата проведения |
Наименование разделов и тем |
Кол-во уроков |
|
|
1 ЧЕТВЕРТЬ (34часа) |
|
|
|
День Знаний |
1 |
|
|
Раздел 1. Признаки предметов. (6 часов) |
|
1.1 |
|
Цвет. Знакомство с радугой. |
1 |
1.2 |
|
Форма. |
1 |
1.3 |
|
Размер. Урок – путешествие «Плывем к Робинзону Крузо» |
1 |
1.4 |
|
Признаки предметов. Урок-экскурсия. |
1 |
1.5 |
|
Признаки предметов. Сравнение и классификация. |
1 |
1.6 |
|
Признаки предметов. Математический диктант №1 |
1 |
|
|
ИТОГО: |
6ч. |
|
|
Раздел 2. Отношения (4 часа) |
|
2.1 |
|
Порядок |
1 |
2.2 |
|
Отношения «равно», «не равно», «столько же». |
1 |
2.3 |
|
Отношения «больше», «меньше». |
1 |
2.4 |
|
Прямая и кривая линии. Луч. Практическая работа |
1 |
|
|
ИТОГО: |
4ч. |
|
|
Раздел 3. Числа от 1 до 10 (79 часов) |
|
3.1 |
|
Урок-сказка. Число один. Цифра 1. Один и много. |
1 |
3.2 |
|
Замкнутые и незамкнутые кривые. |
1 |
3.3 |
|
Число два. Цифра 2. |
1 |
3.4 |
|
Знаки «». Математический диктант №2. |
1 |
3.5 |
|
Равенства и неравенства. |
1 |
3.6 |
|
Отрезок. Практическая работа |
1 |
3.7 |
|
Число три. Цифра 3. |
1 |
3.8 |
|
Ломаная. Замкнутая ломаная. Треугольник. |
1 |
3.9 |
|
Сложение. Вычитание. |
1 |
3.10 |
|
Выражение. Значение выражения. Равенство. |
1 |
3.11 |
|
Целое и части. Математический диктант №3. |
1 |
3.12 |
|
Сложение и вычитание отрезков. |
1 |
3.13 |
|
Число четыре. Цифра 4. |
1 |
3.14 |
Мерка. Единичный отрезок. |
1 |
|
3.15 |
|
Числовой отрезок. |
1 |
3.16 |
|
Угол. Прямой угол. Практическая работа |
1 |
3.17 |
|
Прямоугольник. Практическая работа |
1 |
3.18 |
|
Число пять. Цифра 5. |
1 |
3.19 |
|
Числа 1-5. |
1 |
3.20 |
|
Числа 1-5.Состав числа 5. |
1 |
3.21 |
|
Числа 1-5. Приемы сложения и вычитания. |
1 |
3.22 |
|
Числа 1-5. Математический диктант №4. |
1 |
3.23 |
|
Числа 1-5. Контроль и учет знаний. |
1 |
|
|
2 ЧЕТВЕРТЬ (29 часов) |
|
3.24 |
|
Число шесть. Цифра 6. |
1 |
3.25 |
|
Числа 1-6. |
1 |
3.26 |
|
Числа 1-6.Состав числа 6. |
1 |
3.27 |
|
Числа 1-6. Взаимосвязь между частью и целым. |
1 |
3.28 |
|
Число семь. Цифра 7. |
1 |
3.29 |
|
Числа 1-7. Математический диктант №5. |
1 |
3.30 |
|
Слагаемое. Сумма. |
1 |
3.31 |
|
Переместительное свойство сложения. |
1 |
3.32 |
|
Слагаемые. Сумма. |
1 |
3.33 |
|
Уменьшаемое, вычитаемое, разность. |
1 |
3.34 |
|
Числа 1-7.Состав числа 7. |
1 |
3.35 |
|
Число восемь. Цифра 8. |
1 |
3.36 |
|
Числа 1-8. Состав числа 8. Математический диктант №6. |
1 |
3.37 |
|
Число девять. Цифра 9. |
1 |
3.38 |
|
Числа 1-9. Сложение и вычитание в пределах 9. |
1 |
3.39 |
|
Число ноль. Цифра 0. |
1 |
3.40 |
|
Числа 0-9. Решение задач. |
1 |
3.41 |
|
Число 10. Состав числа 10. |
1 |
3.42-3.43 |
|
Таблица сложения Математический диктант №7. |
2 |
3.44 |
|
Числа и цифры. Римские цифры. |
1 |
3.45 |
|
Числа 0 -10 |
1 |
3.46 |
|
Задача. Условие, вопрос, решение, ответ. |
1 |
3.47-3.48 |
|
Задачи на нахождение целого или части. |
2 |
3.49 |
|
Обратные задачи. |
1 |
3.50 |
|
Задача на разностное сравнение. |
1 |
3.51 |
|
Решение задач. Математический диктант №8. |
1 |
3.52 |
|
Задача на увеличение числа. |
1 |
|
|
3 ЧЕТВЕРТЬ |
|
3.53-3.54 |
|
Решение задач изученных видов. |
2 |
3.55 |
|
Задача на уменьшение числа. |
|
3.56 |
|
Задача на уменьшение числа. |
1 |
3.57 |
|
Решение задач изученных видов. |
1 |
3.58 |
|
Решение задач. Самостоятельная работа. |
1 |
3.59 |
|
Решение задач изученных видов. |
1 |
3.60 |
|
Уравнение. Решение уравнения. Математический диктант №9. |
1 |
3.61 |
|
Уравнение. |
1 |
3.62 |
|
Уравнение. Проверка решения уравнения. |
1 |
3.63 |
|
Уравнение. Решение задач. |
1 |
3.64 |
|
Уравнение. Самостоятельная работа. |
1 |
3.67 |
|
Длина. Сантиметр. Практическая работа |
1 |
3.68 |
|
Величина. Длина. |
1 |
3.69 |
|
Длина. Дециметр. Практическая работа |
1 |
3.70 |
|
Длина. Решение задач. |
1 |
3.71 |
|
Решение простых задач и в два действия. |
1 |
3.72 |
|
Величины. Масса. Килограмм. |
1 |
3.73 |
|
Сравнение величин. Математический диктант №10. |
1 |
3.74 |
|
Вычитание и сложение величин. |
1 |
3.75 |
|
Величины. Объем. Литр. |
1 |
3.76 |
|
Сложение и вычитание величин. |
1 |
3.77 |
|
Величины. Решение задач. |
1 |
3.78 |
|
Проверочная работа по теме: «Величины» |
1 |
3.79 |
|
Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Величины» |
1 |
|
|
ИТОГО: |
79 ч. |
|
|
Раздел 4.Числа от 1 до 20. (19 часов) |
|
4.1 |
|
Числа от 1 до 20 |
1 |
4.2 |
|
Числа от 1 до 20. Математический диктант №11. |
1 |
4.3 |
|
Числа от 1 до 20. Сравнение чисел второго десятка. |
1 |
4.4 |
|
Числа от 1 до 20. Однозначные и двузначные числа. |
1 |
4.5 |
|
Табличное сложение. |
1 |
4.6 |
|
Табличное сложение. Прием сложения чисел с переходом через разряд. |
1 |
4.7 |
|
Табличное сложение. Складываем по частям. |
1 |
4.8 |
|
Табличное сложение. Разрядные слагаемые. |
1 |
4.9 |
|
Табличное вычитание. Прием вычитания чисел с переходом через разряд. |
1 |
4.10 |
|
Табличное вычитание. |
1 |
4.11 |
|
Табличное сложение и вычитание. |
1 |
4.12 |
|
Табличное сложение и вычитание. Самостоятельная работа |
1 |
4.13. |
|
Табличное сложение и вычитание. Повторение, обобщение. |
1 |
4.14 |
|
Сложение и вычитание в пределах 20. |
1 |
4.15 |
|
Сложение и вычитание в пределах 20. Математический диктант №12. |
1 |
4.16 |
|
Сложение и вычитание в пределах 20. |
1 |
4.17 |
|
Административная годовая контрольная работа. |
1 |
4.18 |
|
Работа над ошибками. Решение задач и уравнений. |
1 |
4.19 |
|
Сложение и вычитание в пределах 20. Самостоятельная работа. |
1 |
|
|
ИТОГО: |
19 ч. |
|
|
Раздел 5.Итоговое повторение (18 часов) |
|
5.1 |
|
Цвет. Форма. Размер. |
1 |
5.2 |
|
Признаки предметов. |
1 |
5.3 |
|
Числа от 1 до 10. |
1 |
5.4 |
|
Задача. |
1 |
5.5 |
|
Решение задач изученных типов. |
1 |
5.6 |
|
Уравнение. |
1 |
5.7 |
|
Сложение и вычитание в пределах 10. |
1 |
5.8 |
|
Величины. |
1 |
5.9 |
|
Величины. Сложение и вычитание величин. |
1 |
5.10 |
|
Сравнение выражений и величин. |
1 |
5.11 |
|
Числа от 1 до 20. |
1 |
5.12 |
|
Табличное сложение. |
1 |
5.13 |
|
Табличное вычитание. |
1 |
5.14 |
|
Сложение чисел в пределах 20. |
1 |
5.15 |
|
Вычитание чисел в пределах 20. |
1 |
5.16 |
|
Сложение и вычитание в пределах 20. |
1 |
5.17 |
|
Сложение и вычитание в пределах 20. Самостоятельная работа. |
1 |
5.18 |
|
Решение задач и уравнений. |
1 |
|
|
ИТОГО: |
18 ч. |
|
|
Резервные уроки (5 часов) |
|
|
|
Урок-путешествие «В стране математических знаков» |
2 |
|
|
Решение логических задач , головоломок. |
2 |
|
|
Урок – отчет «Чему научились за год» |
1 |
|
|
ИТОГО: |
132 ч. |