Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" составлена на основе  программы по математике для начальных классов общеобразовательной школы (авторы: Моро М. И., Колягин Ю. М., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В.)/ Школа России. Концепция и программы в 2-х ч. М: Просвещение, 2008)

В программу вошли разделы:

- Пояснительная записка

- Содержание темы курса

- Учебно-тематический план

- Критерии и оценки знаний качества обучающихся

- Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного  года

- Учебно-методический комплект

- Календарно-тематическое планирование

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования (2004 г), примерной программы по математике для начальных классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Моро М. И., Колягин  Ю. М., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В.), и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе «Школа России. Концепция и программы для начальных классов», утверждённой МО РФ (Москва, 2008 г.), и в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 09.03.2004г. №1312.

Ведущие принципы обучения математики в младших классах-органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений.ачальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометри­ческий материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифме­тических действиях с целыми неотрицательными числами и важ­нейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осо­знанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  • расширение представлений о натуральном числе и нуле;
  • закрепление и расширение знаний о четырех арифметических действиях с числами и их свойствах,
  • осознанное и прочное усвоение устных и письменных вычислений в пределах 1000;
  • знакомство с величинами и их измерением, геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами,
  • прочное усвоение навыка пользования простейшими измерительными приборами,
  • развитие у детей основных психических функций (мышление, память и др.),
  • воспитание интереса к дальнейшему изучению этого предмета.

Содержание темы курса

IV КЛАСС (136 ч)

Числа от 1 до 1000 (продолжение) (12 ч)

Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия

Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1000

Нумерация (9 ч)

Новая счетная единица — тысяча

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Величины (15 ч)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Сложение и вычитание (9 ч)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида:

      х + 312 = 654 + 79,

      729 – х = 217 + 163,

      х – 137 = 500 – 140.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин.

Умножение и деление(75 ч)

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида 6 · x = 429 + 120, х · 18 = 270 – 50, 360 : х = 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

В течение всего года проводится:

— вычисление значений числовых выражений в 2—4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;

— решение задач в одно действие, раскрывающих:

а) смысл арифметических действий;

б) нахождение неизвестных компонентов действий;

в) отношения больше, меньше, равно;

г) взаимосвязь между величинами;

— решение задач в 2—4 действия;

— решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2—3 ее частей; построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.

Систематизация и обобщение всего изученного (16 ч)    

Количество часов по учебному плану

В неделю - 4 часа

Всего - 136 часов

Плановых контрольных работ- 13 

Учебно-тематический план 

№ п/п

Название разделов

Кол–во часов

по программе

Кол-во часов фактически

Учет знаний

 

День Знаний.

 

1

 

1.

Числа от 1 до 1000.Арифметические действия.

12

12

Входная административная контрольная работа

 

2.

Числа, которые больше 1000. Нумерация.

9

9

Практическая работа. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки.

Контрольная работа по теме «Нумерация»

3.

Величины.

15

15

Контрольная работа за 1 четверть

Практическая работа. Измерение площади фигур с помощью палетки.

Практическая работа Нахождение целого по его части.

Контрольная работа по теме «Величины»

4.

Сложение и вычитание.

9

9

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»

5.

Умножение и деление.

75

75

Контрольная работа за 2 четверть

Практическая работа Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.

Контрольная работа по теме «Письменное умножение»

Контрольная работа по теме «Письменное деление»

Контрольная работа по теме «Письменное умножение и деление»

Контрольная работа за 3 четверть

Контрольная работа по теме «Деление на двузначные и трехзначные числа»

Контрольная работа по теме «Умножение и деление»

6.

Систематизация и обобщение изученного.

16

15

Итоговая контрольная работа за год

 

 

ИТОГО:

136 ч.

136 ч.

17ч.

Критерии оценки знаний обучающихся

Письменная работа, содержащая только примеры

Оценка "5" ставится:

-  вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

Оценка "4" ставится:

-  допущены   1-2 вычислительные ошибки.

Оценка "3" ставится:

-  допущены 3-4 вычислительные ошибки. Оценка "2" ставится:

-  допущены 5 и более вычислительных ошибок.

Письменная работа, содержащая только задачи

Оценка "5" ставится:

- все задачи решены и нет исправлений.

Оценка "4" ставится:

- нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка "3" ставится:

- одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная

- если вычислительных ошибок нет, но не решена одна задача.

Оценка "2" ставится:

- допущена ошибка в ходе решения 2-х задач

- допущена одна ошибка в ходе решения задачи и две вычислительных ошибки

Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида)

Оценка "5" ставится:

- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

Оценка "4" ставится:

- допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка "3" ставится:

- допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий

- допущены 3-4 вычислительные ошибки.

Оценка "2" ставится:

- допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка

или

-  при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.

Комбинированная работа (2 задачи и примеры) 

Оценка "5" ставится:

- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

Оценка "4" ставится:

- допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка "3" ставится:

- допущены ошибки в ходе решения одной из задач

- допущены 3-4 вычислительные ошибки.

Оценка "2" ставится:

- допущены ошибки в ходе решения 2-ух задач

- допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки

- допущено в решении 

Математический диктант

Оценка "5" ставится:

- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

Оценка "4" ставится:

- не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.

Оценка "3" ставится:

- не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа.

Оценка "2" ставится:

- не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.

Комбинированная контрольная работа, содержащая различные задания (математический диктант, задачи, примеры, уравнения и т.д., сложная) 

оценивается по определенной технологии:

1. Определить проверяемое число единиц знаний (ЧЕЗ), т.е. посчитать все задания

2. Определить границы оценок "3", 4","5"

3. Границы оценок не перекрываются и не касаются друг друга

4. Оценить, поставить отметку

Например, если в проверочной работе 19 единиц знаний, то:

1) определить ЧЕЗ на 0,5 балла по формуле

2) определить середину оценки "3":

2) установить границы оценки "3:

11,4 ± 1,9 = (9,5 - 13,3),

округлим и получим 10- 13

4) определим середину оценки "4":

5) установим границы оценки "4": 15,2 ± 1,9 = (13,3 - 17,1),

округлим и получим 13 - 17, но т.к. границы не должны касаться друг друга, то будет 14 – 17. В итоге оценка "4" ставится за  14-18 правильно выполненных заданий, добавили 1 т.к.

6) оценка "5" ставится за все правильно выполненные задания (ЧЕЗ), т.е. 19.

Итого: если в проверочной работе 19 единиц знаний, то

Оценка "3" ставится за 10-13 правильных единиц знаний

"4" ставится за 14- 18 правильных единиц знаний

"5" ставится за 19 правильных единиц знаний

7) Округление производится следующим образом:

11,01 - 11,49 = 11 (до целого в меньшую сторону)

11,5 - 1 1,99 = 12 (до целого в большую сторону)

Данная технология в такой сложной форме применяется при оценке письменных проверочных, контрольных, самостоятельных работ. При оценке устных ответов учащихся, где ЧЕЗ не превышает 5-10, пользоваться ей довольно просто.

Тест

Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий

Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий

Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий

Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий         

Требования к умениям обучающихся  
В результате изучения данного предмета в 4  классе учащийся должен знать:

- названия и последовательность чисел в натуральном ряду;

- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;

- основные свойства арифметических действий;

- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;

- таблицу умножения однозначных чисел и соответствую­щие случаи деления учащиеся должны усвоить на уровне ав­томатизированного навыка;

- единицы названных величин, связи между такими величинами;

- виды углов, треугольников, определение прямоугольника, свойство противоположных сторон прямоугольника.

В результате изучения данного предмета в 4  классе учащийся должен уметь:

- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000000;

- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

- выполнять устно четыре арифметических действия в пре­делах 1000000;

- выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000000;

- выполнять проверку вычислений;

- вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);

- находить числовые значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;

- решать уравнения на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;

- решать задачи в 1—3 действия;

- находить длину отрезка, ломаной,  периметр многоугольника и в том числе прямо­угольника (квадрата);

- узнавать время по часам;

- выполнять арифметические действия с величинами;

- строить отрезок, прямоугольник по заданным длинам сторон.

Учебно – методический комплект для обучающихся: Математика: Учеб. Для 4 кл. нач. шк. В 2 ч./, М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.  – М.: Просвещение, 2010. Тетрадь по математике: Учебное издание для 4 класса начальной школы в 2 ч. /, М.И. Моро, С.И. Волкова. - М.: Просвещение, 2008.

Скачать полную версию по ссылке ниже

Размер:
288.5 Kb
Скачали:
197