Рабочая программа по математике УМК "Школа России" составлена на основе программы по математике для начальных классов общеобразовательной школы (авторы: Моро М. И., Колягин Ю. М., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В.)/ Школа России. Концепция и программы в 2-х ч. М: Просвещение, 2008)
В программу вошли разделы:
- Пояснительная записка
- Содержание темы курса
- Учебно-тематический план
- Критерии и оценки знаний качества обучающихся
- Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного года
- Учебно-методический комплект
- Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования (2004 г), примерной программы по математике для начальных классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Моро М. И., Колягин Ю. М., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В.), и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе «Школа России. Концепция и программы для начальных классов», утверждённой МО РФ (Москва, 2008 г.), и в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 09.03.2004г. №1312.
Ведущие принципы обучения математики в младших классах-органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений.ачальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
Содержание темы курса
IV КЛАСС (136 ч)
Числа от 1 до 1000 (продолжение) (12 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия
Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000
Нумерация (9 ч)
Новая счетная единица — тысяча
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (15 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (9 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х + 312 = 654 + 79,
729 – х = 217 + 163,
х – 137 = 500 – 140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление(75 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 · x = 429 + 120, х · 18 = 270 – 50, 360 : х = 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
— вычисление значений числовых выражений в 2—4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
— решение задач в одно действие, раскрывающих:
а) смысл арифметических действий;
б) нахождение неизвестных компонентов действий;
в) отношения больше, меньше, равно;
г) взаимосвязь между величинами;
— решение задач в 2—4 действия;
— решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2—3 ее частей; построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Систематизация и обобщение всего изученного (16 ч)
Количество часов по учебному плану
В неделю - 4 часа
Всего - 136 часов
Плановых контрольных работ- 13
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название разделов |
Кол–во часов по программе |
Кол-во часов фактически |
Учет знаний |
|
День Знаний. |
|
1 |
|
1. |
Числа от 1 до 1000.Арифметические действия. |
12 |
12 |
Входная административная контрольная работа
|
2. |
Числа, которые больше 1000. Нумерация. |
9 |
9 |
Практическая работа. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки. Контрольная работа по теме «Нумерация» |
3. |
Величины. |
15 |
15 |
Контрольная работа за 1 четверть Практическая работа. Измерение площади фигур с помощью палетки. Практическая работа Нахождение целого по его части. Контрольная работа по теме «Величины» |
4. |
Сложение и вычитание. |
9 |
9 |
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» |
5. |
Умножение и деление. |
75 |
75 |
Контрольная работа за 2 четверть Практическая работа Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге. Контрольная работа по теме «Письменное умножение» Контрольная работа по теме «Письменное деление» Контрольная работа по теме «Письменное умножение и деление» Контрольная работа за 3 четверть Контрольная работа по теме «Деление на двузначные и трехзначные числа» Контрольная работа по теме «Умножение и деление» |
6. |
Систематизация и обобщение изученного. |
16 |
15 |
Итоговая контрольная работа за год
|
|
ИТОГО: |
136 ч. |
136 ч. |
17ч. |
Критерии оценки знаний обучающихся
Письменная работа, содержащая только примеры
Оценка "5" ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
- допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка "3" ставится:
- допущены 3-4 вычислительные ошибки. Оценка "2" ставится:
- допущены 5 и более вычислительных ошибок.
Письменная работа, содержащая только задачи
Оценка "5" ставится:
- все задачи решены и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
- нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка "3" ставится:
- одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная
- если вычислительных ошибок нет, но не решена одна задача.
Оценка "2" ставится:
- допущена ошибка в ходе решения 2-х задач
- допущена одна ошибка в ходе решения задачи и две вычислительных ошибки
Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида)
Оценка "5" ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
- допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка "3" ставится:
- допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий
- допущены 3-4 вычислительные ошибки.
Оценка "2" ставится:
- допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка
или
- при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.
Комбинированная работа (2 задачи и примеры)
Оценка "5" ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
- допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка "3" ставится:
- допущены ошибки в ходе решения одной из задач
- допущены 3-4 вычислительные ошибки.
Оценка "2" ставится:
- допущены ошибки в ходе решения 2-ух задач
- допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки
- допущено в решении
Математический диктант
Оценка "5" ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
- не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
Оценка "3" ставится:
- не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа.
Оценка "2" ставится:
- не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.
Комбинированная контрольная работа, содержащая различные задания (математический диктант, задачи, примеры, уравнения и т.д., сложная)
оценивается по определенной технологии:
1. Определить проверяемое число единиц знаний (ЧЕЗ), т.е. посчитать все задания
2. Определить границы оценок "3", 4","5"
3. Границы оценок не перекрываются и не касаются друг друга
4. Оценить, поставить отметку
Например, если в проверочной работе 19 единиц знаний, то:
1) определить ЧЕЗ на 0,5 балла по формуле
2) определить середину оценки "3":
2) установить границы оценки "3:
11,4 ± 1,9 = (9,5 - 13,3),
округлим и получим 10- 13
4) определим середину оценки "4":
5) установим границы оценки "4": 15,2 ± 1,9 = (13,3 - 17,1),
округлим и получим 13 - 17, но т.к. границы не должны касаться друг друга, то будет 14 – 17. В итоге оценка "4" ставится за 14-18 правильно выполненных заданий, добавили 1 т.к.
6) оценка "5" ставится за все правильно выполненные задания (ЧЕЗ), т.е. 19.
Итого: если в проверочной работе 19 единиц знаний, то
Оценка "3" ставится за 10-13 правильных единиц знаний
"4" ставится за 14- 18 правильных единиц знаний
"5" ставится за 19 правильных единиц знаний
7) Округление производится следующим образом:
11,01 - 11,49 = 11 (до целого в меньшую сторону)
11,5 - 1 1,99 = 12 (до целого в большую сторону)
Данная технология в такой сложной форме применяется при оценке письменных проверочных, контрольных, самостоятельных работ. При оценке устных ответов учащихся, где ЧЕЗ не превышает 5-10, пользоваться ей довольно просто.
Тест
Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий
Требования к умениям обучающихся
В результате изучения данного предмета в 4 классе учащийся должен знать:
- названия и последовательность чисел в натуральном ряду;
- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
- основные свойства арифметических действий;
- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка;
- единицы названных величин, связи между такими величинами;
- виды углов, треугольников, определение прямоугольника, свойство противоположных сторон прямоугольника.
В результате изучения данного предмета в 4 классе учащийся должен уметь:
- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000000;
- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 1000000;
- выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000000;
- выполнять проверку вычислений;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);
- находить числовые значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- решать уравнения на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
- решать задачи в 1—3 действия;
- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата);
- узнавать время по часам;
- выполнять арифметические действия с величинами;
- строить отрезок, прямоугольник по заданным длинам сторон.
Учебно – методический комплект для обучающихся: Математика: Учеб. Для 4 кл. нач. шк. В 2 ч./, М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2010. Тетрадь по математике: Учебное издание для 4 класса начальной школы в 2 ч. /, М.И. Моро, С.И. Волкова. - М.: Просвещение, 2008.
Скачать полную версию по ссылке ниже