Рабочая программа по математике. 5 класс. Виленкин Н.Я.

Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с использованием рекомендаций авторской программы Н.Я Виленкина.

В программу вошли разделы:

Пояснительная записка

Требования к уровню подготовки в соответствии с ГОС

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Учебно-тематический план

Содержание программы

Контроль уровня обученности (14 контрольных работ)

Учебная и методическая литература

Календарно – тематическое планирование

Изучение математике на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе;

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средств моделирования явлений и процессов;

- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общественной культуры.

Целью изучения курса математики в 5 классе является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями. Приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

При изучении учебного курса уделяется внимание задачам направленным на развитие естественно – научного мировоззрения.

Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, математических диктан­тов, экспресс-контроля, тестов, взаимоконтроля; итоговая аттестация - согласно Уставу образо­вательного учреждения. Всего будет проведено 15 контрольных работ.

Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится 5 часов в неделю, в год 170 часов.

Осуществление представленной рабочей программы предполагает использование следующего комплекта УМК:

- Примерная программа основного общего образования;

- В.И. Жохов «Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы» - Москва: Мнемозина, 2009;

- Н.Я.Виленкин и др. «Математика 5 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: Мнемозина, 2008;

- А.С. Чесноков и др. «Дидактические материалы по математике для 5 класса» - Москва: Классик Стиль, 2006;

- Л.П. Попова «Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я. Виленкина 5 класс» - Москва: «ВАКО», 2010.

- Математика. 5 класс. Тематические тесты. / Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухов.- Ростов-на-Дону:Легион-М, 2011.

- Контрольно – измерительные материалы. Математика: 5 класс / Л.П. Попова,- М.:ВАКО, 2011.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса в соответствии с Государственным образовательным стандартом

В результате изучения курса математики в 5 классе учащиеся должны

знать/понимать:

- как используются математические формулы и уравнения при решении математических и  практических задач;

- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения

- понятия числа;

- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;

уметь:

- выполнять устно действия сложения и вычитания двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, сложение и вычитание обыкновенных дробей с однозначным числителем и знаменателем;

- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дро­би и дробь в виде процентов;

- находить значение числовых выражений;

- округлять натуральные числа и десятичные дроби, находить приближенные значения с не­достатком и с избытком;

- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

- решать текстовые задачи арифметическим способом, включая задачи, связанные с дробями и процентами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для решения несложных практических задач, в том числе с использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;

- устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результатов вычислений с использованием различных приемов. 

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся 

Текущий контроль по математике осуществляется как в письменной, так и в уст­ной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже од­ного раза в неделю в форме самостоятельной работы, математического диктанта, теста. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторон­няя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать нату­ральные числа, умения находить площадь пря­моугольника и др.).

Итоговый контроль по математике прово­дится в форме контрольных работ комбиниро­ванного характера (они содержат арифметиче­ские задачи, примеры, задания геометрическо­го характера и др.). В этих работах сначала от­дельно оценивается выполнение задач, приме­ров, заданий геометрического характера, а за­тем выводится итоговая отметка за всю работу.

При этом итоговая отметка не выставляет­ся как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными. 

Рекомендации по оценке знаний, умений и навыков учащихся по математике. 

Опираясь на эти рекомендации, учитель оценивает знания, умения и навыки учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки знаний и умений, учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.

3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.

Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, которые  в программе не считаются основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения: неаккуратная запись, небрежное выполнение чертежа.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты  и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно, выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.

5. Оценка ответа учащихся при устном и письменном опросе производится по пятибалльной системе.

6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им задания.

7. Итоговые отметки (за тему, четверть, курс) выставляются по состоянию знаний на конец этапа обучения с учетом текущих отметок. 

Оценка устных ответов учащихся.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.

- допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»).

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился  с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.

Отметка «2»  ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Оценка «1» ставится в случае, если:

- ученик обнаружил полное незнание  и непонимание изучаемого материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка письменных контрольных работ учащихся.

Отметка «5»  ставится в следующих случаях:

- работа выполнена полностью.

- в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;

- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);

Отметка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);

Отметка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний, умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Оценивание письменных работ

В основе данного оценивания лежат следую­щие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Ошибки:

– вычислительные ошибки в примерах и задачах;

– ошибки на незнание порядка выполнения арифмети­ческих действий;

– неправильное решение задачи (пропуск действия, не­правильный выбор действий, лишние действия);

– не решенная до конца задача или пример;

– невыполненное задание;

– незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих за­висимостей, лежащих в основе выполнения за­дания или используемых в ходе его выполнения;

– неправильный выбор действий, операций;

– неверные вычисления  в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;

– пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

– несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;

– несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным пара метрам.

Недочеты:

– неправильное списывание данных (чи­сел, знаков, обозначений, величин);

– ошибки в записях математических терми­нов, символов при оформлении математичес­ких выкладок;

– неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычисли­тельных умений и навыков;

– нерациональный прием вычислений.

– недоведение до конца преобразований.

– наличие записи действий;

– неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;

– отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели:  правиль­ность, обоснованность,  самостоятельность, полнота.

Ошибки:

–  неправильный ответ на поставленный вопрос;

–  неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

–  при правильном выполнении задания не умение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

–  неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;

–  при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;

– неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;

–  медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;

–  неправильное произношение математических терминов.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3». 

Учебно-тематический план

п/п

Содержание учебного материала

Коли­чество часов

В том числе контрольных работ

1

Повторение материала курса начальной школы

3

1

2

Натуральные числа и шкалы

15

1

3

Сложение и вычитание натуральных чисел

20

2

4

Умножение и деление натуральных чисел

25

2

5

Площади и объемы

15

1

6

Обыкновенные дроби

26

2

7

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятич­ных дробей

13

1

8

Умножение и деление десятичных дробей

25

2

9

Инструменты для вычислений и измерений

17

2

10

Повторение

11

1

 

Итого

170

15

  

Содержание рабочей программы.

1. Натуральные числа и шкалы (15ч.)

Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

Контрольная работа №1 по теме "Натуральные числа и шкалы"

Цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков.

В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить коор­динатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.

Знать и понимать:

– Понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов.

– Таблицу классов и разрядов. Обозначение разрядов.

– Общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа.

– Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение отрезков.

– Единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы).

– Измерительные инструменты.

– Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение.

– Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение.

– Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки.

– Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство.

Уметь:

– Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные.

– Составлять числа из различных единиц.

– Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам.

– Выражать длину (массу) в различных единицах.

– Показывать предметы, дающие представление о плоскости.

– Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков.

– Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам.

– Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча.

– Читать и записывать неравенства, двойные неравенства

2. Сложение и вычитание натуральных чисел (20ч).

Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

Контрольная работа № 2 по теме " Сложение и вычитание натуральных чисел".

Контрольная работа № 3 по теме "Решение уравнений ".

Цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.

В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

Знать:

– Понятия действий сложения и вычитания.

– Компоненты сложения и вычитания.

– Свойства сложения и вычитания натуральных чисел.

– Понятие периметра многоугольника.

– Алгоритм арифметических действий над  многозначными числами.

Уметь:

– Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча.

– Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания.

– Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений.

– Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания.

– Раскладывать число по разрядам и наоборот

3. Умножение и деление натуральных чисел (25ч).

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

Контрольная работа № 4 по теме "Умножение и деление натуральных чисел".

Контрольная работа № 5 по теме "Упрощение выражений".

Цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.

Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений, так называемых задач на части учащиеся

впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.

Знать и понимать:

– Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).

– Понятия программы вычислений и команды.

– Таблицу умножения.

– Понятия действий умножения и деления.

– Компоненты умножения и деления.

– Свойства умножения и деления натуральных чисел.

– Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).

– Разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых.

– Деление с остатком, неполное частное, остаток.

– Понятия квадрата и куба числа.

– Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел

Уметь:

– Заменять действие умножения сложением и  наоборот.

– Находить неизвестные компоненты умножения и деления.

– Умножать и делить многозначные числа столбиком.

– Выполнять деление с остатком.

– Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения.

– Решать уравнения, которые сначала надо упростить.

– Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.).

– Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части).

– Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования.

– Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений.

– Вычислять квадраты и кубы чисел.

– Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).

4. Площади и объемы (15ч).

Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь пря­моугольника. Единицы площадей.

Контрольная работа № 6 по теме  "Формулы".

Цель: расширить представления обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач.

Скачать полную версию по ссылке ниже

Размер:
595 Kb
Скачали:
239