Учитывая актуальность проблемы экологического воспитания, в современные программы по естествознанию для начальной школы включено значительное число понятий и представлений по экологии. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе.
Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. А такого экологического воспитания можно достичь только на основе тесной связи процесса обучения на уроках и внеклассной работе. Подобная взаимосвязь обеспечивает, помимо полученных знаний, также и формирование опыта принятия решений и привычек поведения. В процессе общения детей с окружающей природой у них формируется определённый опыт. Для этого их необходимо делать участниками практической природоохранной деятельности, которая является основным смыслом экологических воспитательных дел, и которую я осуществляю во внеклассной работе.
Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время, является необязательной для учащихся и строится на основе их интереса и самодеятельности. При определении содержания внеклассной работы я исхожу из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; связь с программным материалом по предмету, соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностям их умственного развития и интересов. Связь внеклассной работы с учебными программами не есть дублирование или повтор. Содержание внеклассной работы должно быть развитием, углублением того материала, который изучается в школе.
Внеклассная работа дополняет урок, т. к. её содержание может быть развёрнуто на основе изучения жизни человека в единстве с экологическими системами. Рассмотрение экологических проблем в иной, по сравнению со школьной программой, логике определяет их взаимные связи. В основу внеклассной работы я ставлю краеведческий принцип изучения и охраны природы. В условиях края, города, села экологические проблемы проявляются во всём многообразии, позволяя школьнику не только осознать, но и прочувствовать экологическую опасность, убедиться в необходимости личного участия в деле охраны природы. Изучая окружающую среду на внеклассных занятиях, дети на основе живых впечатлений о взаимных связях человека с природой дают обоснование целесообразных норм и правил поведения в природной среде. Внеклассная работа создаёт условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии с сформированными целостными подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям, нужно ли экономить колодезную воду, как вести себя в природе, если встретил дикое животное.
Во внеклассной работе учитель имеет большие возможности для организации дискуссий и обсуждений экологических проблем, которые играют интегрирующую роль в обучении. Школьники относятся с большим интересом к обсуждению противоречий проблемы, с азартом ищут выход их положения. При этом многие из них, стремясь разрешить проблему, обращаются к изучению специальной литературы, что расширяет кругозор и формирует профессиональные интересы. Организуя внеклассную работу, учитель должен помнить, что, помимо обучения, она должна способствовать отдыху учащихся от напряжённой работы в классе. Её следует проводить на воздухе, в близлежащем лесу, на лугу, речке, в парке, на базе находящихся поблизости научно – исследовательских и иных учреждений – на открытых делянках институтов, в ботаническом саду или зоопарке.
Выбор форм организации воспитательной деятельности зависит от многих компонентов. Это прежде всего: от содержания и направленности воспитательных задач, возраста учащихся, уровня их воспитанности и личного социального опыта, особенностей детского коллектива и его традиций, особенностей региона, технических и материальных возможностей школы; уровня профессионализма учителя. Необходимо стремиться использовать всё многообразие форм воспитания. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее.
В работе с младшими школьниками целесообразно использовать следующие формы воспитания: экскурсии, кружки, олимпиады, конкурсы, викторины, игры, праздники, секции юннатов и т. д. Экологическое воспитание немыслимо без проведения экскурсий в мир природы. Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. Учащимся можно поручить какой – либо полезной работы, направленной на выявление нарушений в природе. Это выявление загрязнений территории, состояние растительного покрова, следу человеческой деятельности и т. д. Предварительная беседа перед экскурсией поможет заинтересовать учащихся, раскроет необходимость личного участия в деле охраны природы. Перед началом экскурсии необходимо познакомить с элементарными правилами поведения в природе. Можно дать задание выявить состояние зелёных насаждений, степень вытоптанности участков парка, загрязнённости водоёма. Такая работа вызовет у детей большой интерес, желание сделать что – то полезное, помогает воспитывать бережное отношение к природе. На экскурсии дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать мир природы, делать сопоставления. Здесь формируется система представлений о природных комплексах.
Рекомендации по подготовке и проведению экскурсии:
Необходимо помнить, что экскурсия – эффективная форма экологического образования;
1. Заранее определить проблематику экскурсии, предварительно изучить местность, составить маршрут;
2. Придерживаться тематики экскурсии, не отвлекаясь на случайные детские вопросы;
3. Рассказывать только о том, что можно показать;
4. Избегать длинных объяснений;
5. Не оставлять школьников пассивными слушателями, больше привлекать их к активной деятельности;
6. Не перегружать детей новыми названиями;
7. Акцентировать внимание на нужном природном объекте;
8. Вовремя закончить экскурсию;
9. Закрепить итоги экскурсии на последующих занятиях.
После экскурсии школьники обрабатывают собранный материал: составляют коллекции опавших листьев, семян, плодов, рисуют картины, оформляют альбомы, книжки – малышки в форме бабочек, медведей, куда записывают свои сочинения.
Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружке. Учащиеся проводят коллективные наблюдения за объектами природы, ставят опыты, собирают результаты. Задача учителя – организовать занятия детей таким образом, чтобы работа в кружке не дублировала классную работу. Работа детей в кружке даёт возможность глубже изучить предмет, способствует развитию интереса к предметам естественного цикла. Работа в кружке является хорошим средством воспитания. Часто в результате этих занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес к учёбе. Кроме того, кружок способствует природоохранительному воспитанию. У детей развивается чувство любви к природе, ответственности за сохранение её богатств. Они приучаются заботиться о живых организмах. Работа в кружках проводится систематически, по программе, которую я определила исходя из запросов детей, их общего развития, индивидуальных способностей и интересов, из условий и возможностей школы. В кружке сочетается индивидуальная работа каждого ребёнка с коллективной, объединённой общей целью. Число участников кружка не более 10 – 15 человек. Работу кружка тщательно планирую и продумываю. Так, для первого года предлагаю тему «Сезонные изменения в природе», работу в уголке живой природы. Для кружков 2 – 3 года тематика более разнообразна: «Птицы наших лесов», «Лекарственные растения», «Полезные ископаемые нашей местности», а также сбор материала и составление коллекций.
Содержание и тематика кружковых занятий зависит от того, какое направление во всей экологической работе будет принято за главное. В экологическом воспитании школьников велика роль массовых экологических кампаний, знаменательных дней (например, «День окружающей среды»), игр на экологические темы, экологические праздники.
Экологический праздник – это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определённой дате (например, «День птиц» - Всемирный день охраны среды). Традиционно в нашей школе в марте во время весенних каникул отмечается День птиц. Время проведения праздника приурочено к началу прилёта птиц в средней полосе России. Этот праздник, как правило, является мероприятием, подводящим итог работе, которая ведётся школьниками в течение года. Проведение Дня птиц позволяет вести широкую пропаганду экологических знаний, даёт импульс экологической активности детей.
За два месяца до проведения праздника в школе создаётся оргкомитет, в который входят наиболее активные натуралисты, педагоги, представители школьной администрации. Оргкомитет руководит подготовкой сценария праздника, экспонатов для выставки, вопросы для орнитологической викторины, разрабатывает программу и задания для КВН. За месяц до Дня птиц начинается конкурс стенгазет «Птицы России», проводится викторина, где могут принимать участие учащиеся всех классов. Лучшие газеты и альбомы отмечаются. Оргкомитет готовит чертежи искусственных гнездовий и выдаёт старшеклассникам для изготовления. В День птиц могут проводиться выставки «Птицы нашего края», экскурсоводами на выставке будут сами школьники, проводившие исследования птиц. Во время праздника проводится лекторий с приглашёнными специалистами. Кульминацией становится орнитологический КВН, а завершается праздник акцией по развешиванию заранее сделанных гнездовий. При организации праздника на высоком уровне целесообразно пригласить гостей из администрации района, органов местного самоуправления, родителей, устроить день открытых дверей. Экологические игры – это форма экологического образования, основанная на развёртывании особой, (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включённости.
Выделяют следующие экологические игры:
а) соревновательные экологические игры – тип экологической игры, основанной на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений, навыков. Различные конкурсы экологической направленности пользуются особой популярностью. Виды конкурсов: конкурс – аукцион, конкурс проектов, кроссвордов, конкурс – марафон, экологическая викторина, КВН.
б) ролевые экологические игры - тип экологической игры, основанной на моделировании социального содержания экологической деятельности, соответствующих ролей, системы отношений и т. д. Ролевые (сюжетные) игры инициируют условия воображаемой ситуации, а участники игры выполняют определённые роли. Эти игры как бы приближают участников к условиям реальной жизни. Проведение ролевых игр требует серьёзной предварительной подготовки, вовремя которой будущие «специалисты» повышают свою профессиональную компетентность в соответствующих областях знаний, чтобы не проиграть.
в) имитационные экологические игры - это тип экологических игр, основанный на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности. Имитационные экологические игры включают широкий диапазон от несложных игр до компьютерного моделирования.
Однако, какая бы форма воспитания со школьниками не избиралась учителями, нельзя обойтись без беседы, умного проникновенного слова. Оно должно быть содержательным, доходчивым, эмоциональным, убедительным и непременно связано с деятельностью, с практичным, конкретным делом самих учащихся. Работая много лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, я убедилась, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, на активное использование в процессе воспитания метода проектов.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным способом. Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая значимость метода проектов заключается в том, что:
- метод проектов открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром;
- является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребёнка в педагогическом процессе, стимулирующем детскую активность;
- метод, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающей средой, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, является технологией, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет вести ребёнка по ступеням роста от проекта к проекту.
Основные этапы проектов.
1. Целеполагание. Педагог помогает ребёнку поставить наиболее актуальную и в тоже время посильную для него задачу на продолжительный отрезок времени.
2. Разработка проекта – плана деятельности по достижению намеченной цели. Детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать к кому обратиться за помощью, какие предметы, принадлежности им потребуются.
3. Выполнение проекта (конкретное практическое дело либо ряд практических шагов к намеченной цели).
4. Подведение итогов выполнения проектов и определение задач для новых проектов (возможно, более узких, конкретизирующих реализованный проект, или напротив, расширяющий его проблемы).
Проекты можно классифицировать:
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации и др.
Вариативность сочетаний различных по составу участников, целевой установке, тематике, срокам реализации позволяет вырабатывать программы экологического воспитания, т. е. сложные длительные проекты.
Этапы работы над проектом Красная книга.
Учитель |
Учащиеся |
1-й этап. Погружение |
в проект |
Формирует мысль о проекте, которая возникла при изучении темы «Красная книга», когда учащиеся заинтересовались, какие исчезающие растения встречаются в лесных массивах |
Осуществляют личностное присвоение проблемы |
Помогает искать причины исчезновения растений: загрязнение окружающей среды, мало информации о растениях. Разыгрывает ситуацию, в которой учащиеся формулируют причины исчезновения растений. Вывод: необходимо знать исчезающие растения, чтобы научиться их беречь. Предлагает создать Красную книгу города. |
Вживаются в ситуацию. Урок – экскурсия с целью наблюдения за живой природой и нахождения некоторых видов в лесах которые занесены в Красную книгу. Соглашаются с предложением учителя. |
Цель: повысить уровень информации об исчезающих растениях города через создание Красной книги. Задачи: научить пользоваться справочной литературой; развивать познавательный интерес; воспитывать бережное отношение к природе. |
Принимают предложение учителя, уточняют и конкретизируют цели и задачи: подобрать нужную информацию в литературе. |
2 –й этап. Работа над |
проектом Красная книга |
Предлагает классу разделиться на 5 групп (по интересам). Выдаёт карточки с критериями. |
Делятся на 5 групп по желанию. |
Распределяет обязанности между группами на время сбора информации, предлагает каждому подготовить информацию о растении. |
Распределяют роли: эколог, краевед, ботаник, журналист. |
Планирует деятельность группы: сбор информации в литературе, выбор 3 представителей, которые встречаются в лесах близ |
Планируют работу: выбрать представителей растений; составить план оформления работы; оформить работу. |
Предлагает выбрать форму презентации. |
Выбирают формы и способы презентации. Высказывают мнение о своей работе. |
3 – й этап. Работа над |
проектом |
Консультирует по мере необходимости: - каких представителей лучше выбрать; - какую информацию исключить или, наоборот, добавить; - показывает образец реферата; и т.д. |
Каждый в соответствии со своей ролью выполняет работу. |
Ненавязчиво контролирует (наблюдает, фиксирует группу в целом по критериям) |
Консультируются по необходимости. |
Подсказывает, как правильно выбрать главное из литературы и оформить работу, какую иллюстрацию лучше использовать. |
Добывают недостающие знания. |
Оказывает помощь учащимся при подготовке презентации работы. |
Во внеурочное время готовятся к презентации |
4 –й этап. Работа над |
проектом |
Принимает отчёт. Обобщает результаты работы группы. Оценивает работу каждой группы. |
Показывают умение планировать и осуществлять работу. Задают вопросы о деятельности другой группы. |
Для диагностирования уровня экологической воспитанности, а также отношения младших школьников к природе мной был проведен констатирующий эксперимент в форме анкетирования. После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминали свои прогулки в лес, восстанавливали в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям было предложено ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:
1. Напиши, за что лес мог бы сказать тебе спасибо: …..
2. Рассердиться на тебя: …..
При анализе детских работ было выявлено следующее: В графе «Лес благодарит» преобладает перечисление норм и правил поведения в лесу, например, «Лес скажет спасибо, если мы не будем рвать листья, бросать мусор и т. д.» Примеры практической экологически ориентированной деятельности (например, «Лес скажет спасибо за то, если мы соберём мусор, будем кормить птиц, сажать деревья и т. д.), которые свидетельствуют о более высоком уровне экологической культуры детей, так как определяют позицию заботливого хозяина и защитника природы, в ответах детей встречаются гораздо реже. Учащиеся не приводят в качестве примеров уже проделанную природоохранную работу.
В графе «Лес сердится» не появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей (например, «Лес сердится, если мы не кормим птиц, если не приходили очистить лес от мусора»). Ответы такого рода говорили бы об активной позиции ребёнка, как защитника природы. Однако в своих ответах учащиеся перечислили лишь действия, губительно действующие на природу («Лес рассердится, если мы рвём цветы, сорим, разводим костры, разоряем муравейники» и т. д.), что говорит о неверном представлении детей норм взаимодействия с окружающей средой. Результаты эксперимента показали неинформированность экологической культуры детей, поэтому мной была разработана и проведена серия внеклассных занятий.
Занятие 1. Тема: «Деревья леса» 1 класс (1 – 4)
Цель: Формирование экологического сознания, закрепление и обобщение представлений учащихся о деревьях леса.
Задачи:
- воспитательная: воспитывать бережное отношение к лесу и растущим деревьям, развивать потребность в природоохранной деятельности, приобщить учащихся к прекрасному в природе;
- образовательная: закрепить о обобщить знания о деревьях нашего края, познакомить с правилами посадки деревьев и залечивания ран у берёз;
- развивающая: развивать внимание, наблюдательность, память, сообразительность, способствовать физическому развитию.
Оборудование: для учителя: садовый клей, лопата, ведро, лейка; для ученика: рабочие рукавицы.
Ход занятия.
1. Орг. момент в классе.
- Ребята, сегодня я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я его вам зачитаю:
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову,
Пусть на солнечной опушке
Раздаётся звонкий смех
Приглашаю в гости всех.
- А в конце этого приглашения подпись:
Я люблю гулять по лесу
В лес хожу я каждый день
Все в лесу мне интересно
Каждый куст и каждый пень
Я – весёлый старичок
Старичок – лесовичок.
- Ребята, примем приглашение? Отправляемся в путь. (для проведения занятия отправляемся с детьми в ближайший лесной массив)
II. Вводная часть.
- Вот мы и в лесу. А знаете ли вы, какие деревья растут в наших лесах? (ответы детей)
- Сегодня мы с вами поговорим о некоторых деревьях, узнаем, какую пользу они приносят, а также какую помощь мы можем оказать деревьям.
III. Основная часть.
Дерево, с которого мы начнём свой разговор, вы назовёте, прослушав загадку
Зелёная, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Берёза)
Да, ребята, это берёза. Нет на свете дерева милей и роднее берёзы. Ещё в стародавние времена берёзу называли деревом четырёх дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Для лечения использовали настой из берёзовых почек, из веток молодых берёз делают веники для бани. А береста - это готовая природная бумага. Полезен и берёзовый сок. Однако, из – за нерадивых любителей сока на деревьях остаются ранки, от которых берёза может погибнуть. Сейчас я покажу вам, как залечивают ранки берёз (учитель показывает процесс обработки ранки на стволе дерева).
- Послушайте следующую загадку:
Будто снежный шар была,
По весне она цвела.
А когда пора настала
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха)
- Посмотрите, черёмуха во время цветения похожа на невесту, а чувствуете, какой аромат от её цветков? Он очищает воздух от микробов. Букет черёмухи в доме смертелен для мух и комаров, но опасен и для человека. С ягодами черёмухи пекут пироги, варят кисель. Ягоды используют и в лечебных целях. По народным приметам, коль зацвела черёмуха – пора сажать картофель. Из коры черёмухи делают краску бурого цвета. Древесину используют для столярных изделий, а гибкие ветви – для плетения корзин. Черёмуха – прекрасный медонос. При цветении черёмуха разносит сильный аромат, привлекая к себе не только насекомых, но и людей, которые обламывают ветки, а иногда просто ломают деревья, нанося вред природе. Помните, в стихотворении З. Александровой «Белая черёмуха»:
Расцвела черёмуха
Около ручья,
На апрельском солнышке
Ветвями шепча.
Лёгкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней.
И могла цвести она
Много-много дней.
-Это чья черёмуха?
- Да она ничья,
Белая снегурочка
Около ручья…
Мимо бабка ехала.
Оглядясь вокруг,
Сразу от черёмухи
Отломила сук.
Городские школьники
Шли в далёкий путь.
Увидав черёмуху,
Стали ветки гнуть.
Прибежали девочки,
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
А была черёмуха
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
- Какой же можно сделать вывод? (Не надо ломать ветки деревьев). А вот загадка ещё об одном лесном жителе:
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица.
Ничего себе не шьёт,
А в иголках круглый год.
- Это дерево знакомо всем с детства. В сумрачном еловом лесу даже в солнечный день прохладно и темно. Обычай украшать ёлку пришёл к нам издавна, помните песенку «Из лесу ёлочку взяли мы домой»? Но времена меняются и уже не всегда можно увидеть настоящую ёлку дома. Чтобы не обеднять природу, ёлки лучше всего специально выращивать для праздников в питомниках. Еловые посадки улучшают экологическое состояние территории. Пока ель достигнет высоты 1 – 2 метра, проходит 10-15 лет и всё это время молодые деревца очищают воздух от пыли и вредных веществ, служат кровом для зверей и птиц.
- А я хочу предложить вам посадить ёлку на территории нашей школы. Дерево посадить непросто. Надо знать, как правильно это сделать, иначе ему можно навредить.
(Выкапываю ёлочку высотой около 50 см. Возвращаемся в школу. Выбираем место для посадки так, чтобы дети могли водить вокруг хороводы зимой и в праздники.)
Кто видел, как сажают деревья? С чего начинают? Как ухаживают за молодыми деревцами? Вот какой хороший совет даёт поэт и учёный Максим Рыльский:
Когда ты пересаживаешь ёлку
Заметь, где юг, где север прежде был
Тут и сажай – не быть иначе толку.
Пусть той же стороной на юг стоит
Твоя воспитанница молодая.
Пусть те же ветки образуют щит,
К ней ветер северный не подпуская.
И не в единственном сажай числе,
А с ёлками – подружками другими
…Советов дельных много по земле
И этот не последний, между ними.