Цель урока:
Оборудование: раздаточный материал 1 (Упр. 1 "Сказка о глупом мышонке" (английский язык), раздаточный материал 2, Упр. 2. "Сказка о глупом мышонке" (русский язык).
На доске записано стихотворение. Дети читают по две строчки.
Ученик 1:
Что без меня предметы?
Лишь названия.
Ученик 2:
А я приду –
Все в действие придет.
Ученик 3:
Летит ракета.
Люди строят здания,
Ученик 4:
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
Учитель русского языка: Ребята, какая часть речи имеется в виду? (Глагол)
- Тема нашего урока – "Глагол – всему голова", почему? (Глаголы рассказывают о том, что делают имена существительные, без глаголов бы не было движения)
Учитель английского языка: В английском языке глаголы не менее важны. Давайте вспомним глаголы по теме "Спорт" и сделаем небольшую зарядку, изобразив их.
- Run, swim, ski, skate, go. (выполняют действия)
- Кто хочет провести зарядку? (Выходит один из учеников и называет действия по-английски)
Учитель русского языка: Итак, что называется глаголом? (Это часть речи, которая называет действия)
- На какие вопросы отвечает глагол? (Что делать? Что сделать?)
- Каким членом предложения является? (Сказуемым)
- Какие морфологические признаки глагола вы можете назвать? (время, неопределенная форма, род в прошедшем времени, лицо в настоящем и будущем времени, число. Учитель выписывает признаки на доску)
- Найдите в стихотворении глаголы, дайте им характеристику. (приду – буд. вр., 1 л., ед. ч.; придет – буд. вр., 3 л., ед. ч.; летит – наст. вр., 3 л., ед. ч.; строят - наст. вр., 3 л., мн. ч.; цветут - наст. вр., 3 л., мн. ч.; растет - наст. вр., 3 л., ед. ч)
Учитель английского языка: А сейчас мы понаблюдаем, как ведут себя английские глаголы в тексте.
Детям раздаются упражнения на английском языке.
Mother mouse sang (пела) at night,
"Sleep, my dear, and be quiet [kwaiәt] (тихий)".
I’ll give you a piece of bread
And a little candle to add (в придачу)".
"No, your voice is very high",
A very little mouse cried [kraid] (кричал),
"I don’t like your screaming voice,
Please, my mummy, find a nurse".
- Просмотрите текст и догадайтесь, о какой известной сказке С.Я. Маршака идет речь? ("Сказка о глупом мышонке")
- Read the text one by one. (учащиеся по цепочке читают текст)
- Now let’s translate it. (переводят текст по цепочке)
- Find and underline all the verbs. (ищут и подчеркивают глаголы в тексте)
Mother mouse sang (пела) at night,
"Sleep (спи), my dear, and be( будь) quiet [kwaiәt] (тихий)".
I’ll give (дам) you a piece of bread
And a little candle to add (в придачу)".
"No, your voice is very high, "
A very little mouse cried [kraid](кричал),
"I don’t like (не нравится) your screaming voice,
Please, my mummy, find (найди) a nurse".
- Изменяются английские глаголы по временам? (Да, но окончаний намного меньше, чем у русских глаголов)
- Изменяются английские глаголы по родам? (Нет)
- Изменяются английские глаголы по лицам? (В настоящем времени)
- Изменяются английские глаголы по числам? (В настоящем времени)
- Имеют неопределенную форму? (Да, если поставить перед глаголом частицу to)
- Скажите, в русском языке может быть предложение без глагола? (Да)
- Приведите примеры. (Катя красивая. Я Маша. Мышонок глуп)
- В английском языке предложения не могут существовать без глаголов. Предложения такого типа требуют глагола-связки to be (am, is, are).
- Найдите такое предложение в тексте, прочитайте и переведите его. (No, your voice is very high)
- Сейчас вы получите оригинал "Сказки о глупом мышонке", в которой пропущены глаголы. Вам нужно вставить подходящие по смыслу глаголы в нужной форме вместо пропусков.
- Можно использовать английский вариант.
Сказка о глупом мышонке
… ночью мышка в норке
- …, мышонок, …!
… тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
… ей мышонок:
- Голосок твой слишком тонок,
Лучше, мама, не …,
Ты мне няньку ….
Слова для справок: замолчать, поискать, давать, петь, отвечать, спать, пищать. (Пела, спи, замолчи, дам, отвечает, пищи, поищи)
Дети выполняют упражнение, затем читают восстановленный текст.
- А сейчас выполним морфологический разбор глаголов по рядам. 1-й ряд пела, второй ряд – отвечает, третий ряд – поищи.
Подведение итогов