Цель викторины - развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе и чтению.
Предварительная работа: чтение и заучивание стихов и сказок Самуила Яковлевича Маршака.
Дети под музыку входят в зал и садятся за столы командами.
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вспомнить замечательные произведения детского писателя и поэта С.Я. Маршака.
- 3 ноября исполняется 135 лет со дня его рождения.
- А вы знаете, что свои первые стихи Самуил Яковлевич Маршак написал, когда ему было всего 4 года?
- Для детей Самуил Яковлевич писал не только стихи и сказки, он был большим любителем сочинять загадки. Давайте попробуем их отгадать!
- За каждый правильный ответ вы получаете 1 жетон. (смайлик)
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать! (утюг)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу? (очки)
Самый бойкий я рабочий в мастерской.
Колочу я что есть мочи день-деньской.
Как завижу лежебоку,
Что валяется без проку,
Я прижму его к доске,
Да как стукну по башке!
В доску спрячется бедняжка -
Чуть видна его фуражка. (молоток и гвозди)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (дождь)
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас! (часы)
- Попробуйте по картинкам узнать из какого они произведения Самуила Яковлевича Маршака. (детям показываются иллюстрации из произведений)
- Все вы знаете "Сказку о глупом мышонке", правда? (да!)
- Это очень поучительная история о маленьком мышонке. Он не очень любил песни, которые пела ему перед сном мама.
- Поэтому маме пришлось срочно искать няню для своего любимого сыночка. Давайте вспомним, кого приглашала мышка-мать в няньки глупому мышонку?
Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду. (Утка)
- Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара. (Жаба)
- Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок. (Лошадь)
- Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю. (Свинка)
- Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо, и тепло. (Курица)
- Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать! (Кошка)
А чью песню не смог услышать мышонок? (Щука)
Попробуйте угадать героя произведения С.Я. Маршака.
Люди спрашивают:
- Кто это у вас?
А девочка говорит:
- Это моя дочка.
Люди спрашивают:
- Почему у вашей дочки серые щечки?
А девочка говорит:
- Она давно не мылась.
Вопрос: Кто был завернут в платок у девочки? (котенок)
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке
В синей форменной фуражке?
Это он, это он…
- Назовите профессию героя. (почтальон)
Голосок твой слишком тонок
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
- Кто так говорил своей маме? (мышонок)
Бим-бом! Тили-бом!
На дворе - высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковер -
Шитый золотом узор.
- Кто жил в этом доме? (кошка)
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
- О ком идет речь? (человек рассеянный)
Под веселую музыку вбегает Человек рассеянный.
Рассеянный: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Я человек рассеянный с улицы Бассейной.
Сел я утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Торопился я к вам сад,
Стал картинки собирать.
Собирал их в темноте.
Говорят теперь: Не те!
- Помогите мне разобраться, какие картинки я принес лишние.
Детям раздаются конверты с картинками.
- Кто не пел мышонку песню? (Мышка, утка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука, кошка, петух)
- Кто не приходил в гости к кошке в сказке "Кошкин дом"? (Свинья, петух, курица, козел, коза, корова)
- Что не сдавала Дама в багаж? (Диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, коробку, маленькую кошечку)
Ведущий: Мы тебе помогли, отгадай теперь ты нашу загадку.
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (мяч)
Рассеянный: Это мяч! Я очень люблю играть в мяч. Давайте вместе поиграем.
Под веселую музыку дети передают мяч друг другу, на ком музыка останавливается, тот показывает танцевальное движение.
Рассеянный: Спасибо, ребята. Мне было с вами очень интересно. За вашу помощь я дарю вам пригласительный билет в зоопарк.
Ведущий: Ребята, чтобы попасть в зоосад, нам с вами надо вспомнить его обитателей, о которых написал в своих стихах С.Я. Маршак.
Ведущий показывает картинки с изображением животных, а дети по очереди рассказывают стихи о них: "Слон", "Жираф", "Верблюд", "Пингвин", "Кенгуру", "Тигренок".
Тигренок
Вы не стойте слишком близко -
Я тигренок, а не киска!
Слон
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: Нужны пошире,
И не две, а все четыре.
Кенгуру
Вот полюбуйтесь на игру
Двух австралийских кенгуру.
Они играют в чехарду
В зоологическом саду.
Жираф
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
Пингвин
Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.
Верблюд
Бедный маленький верблюд:
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра
Человек рассеянный хвалит детей, дети прощаются с ним и под веселую музыку выходят из зала.