Конспект НОД для детей 6-7 лет с задержкой психического развития на тему "Одежда"

Цель: расширить знания детей подготовительного возраста об одежде, хлопчатобумажных тканях, шерстяных тканях и их свойствах.

Задачи:

  • учить детей ориентироваться в многообразии предметов одежды и ее частей;
  • познакомить с некоторыми свойствами шерстяных и хлопковых тканей;
  • расширять и активизировать словарный запас по теме "Одежда";
  • развивать связную речь, учить подбирать прилагательные к существительным;
  • уточнить понятия: женская, мужская, домашняя, спортивная, летняя, зимняя, осенняя, весенняя;
  • повторить последовательность времен года.

Оборудование: картинка с "Рассеянным", картинки с временами года, картинки с одеждой , ткани из шерсти, из хлопка, картинки с животными , картинки с последовательностью изготовления одежды из хлопка и шерсти, клубок ниток шерстяной и хлопковый, одежда для "Рассеянного".

Ход занятия

Создание мотивации к занятию

Учитель-дефектолог читает отрывок из произведения С.Я. Маршака "Вот какой рассеянный". (начало)
- Ребята, мне сейчас позвонил очень рассеянный человек. Внимательно послушайте про него.

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки.
Надевать он стал пальто -

Говорят ему: "Не то!"
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Рассеянный с улицы БассейнойРассеянный с улицы Бассейной

– Как вы думаете почему его называют рассеянным?
– Что надевал на себя человек рассеянный? (рубашку, брюки, пальто)
– Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Одежда)

Постановка проблемной ситуации

– Ребята, представляете, в таком виде он пошел на улицу в магазин. Как вы думаете, что случилось с этим рассеянным человеком? (замерз, заболел)
– Представляете, он сейчас сидит в магазине и мерзнет.
– Чем мы можем ему помочь? (мы можем ему отнести теплую одежду)

– Из какого материала сделана одежда? (из ткани)
– Как вы думаете легко ли производить ткань?
– Дорогие ребята, как красиво вы сегодня одеты, какая на вас разная, модная, разноцветная одежда.

– А сейчас я предлагаю вам назвать вещи, которые сегодня на вас одеты. (дети описывают свою одежду)
– Какое сейчас время года? (Зима)
– Как называется одежда, которую мы носим зимой? (зимняя)

– Перечислите зимнюю одежду. (шубы, пальто, пуховики, комбинезоны)
– Какое время года после зимы? (Весна)
– Как называется одежда, которую мы носим весной? Перечислите весеннюю одежду. (куртки, плащи, колготки, перчатки)

– Какое время года после весны? (Лето)
– Как называется одежда для лета? Перечислите летнюю одежду. (сарафаны , платья, шорты, футболки, гольфы)
– Какое время года после лета? (Осень)

– Как называется одежда, которую мы носим осенью? Перечислите осеннюю одежду. (куртки, пальто, колготки, рейтузы, перчатки)
– Сейчас мы попробуем подобрать одежду, которую носят к разное время года. (дефектолог предлагает взять на столе картинку с одеждой и встать рядом с картиной того времени года, к какому она относится)

– Итак, мы с вами вспомнили, что одежда бывает летняя, зимняя, осенняя и весенняя.
– Ребята, как называется одежда, которую носят девочки и женщины? (женская)
– Мальчики и мужчины? (мужская)

– А как называется одежда, в которой мы ходим дома? (домашняя)
– Для чего нужна домашняя одежда? (в ней удобно выполнять дела, отдыхать после детского сада, работы)
– Назовите домашнюю одежду. (рубашки, брюки, пижамы, платья, фартуки)

– А как называется одежда, в которой тренируются спортсмены? (спортивная)
– Какую вы знаете спортивную одежду? (Это футболки, трико, шорты, спортивные купальники и т.п.)
– Вы собрались идти с родителями в театр. Какую одежду вы наденете? (праздничный костюм, рубашку или красивое платье)

– Для чего нужна одежда? (чтобы защитить человека от холода, жары, пыли и различных травм, а также одежда украшает человека)
– Скажите, есть ли одежда у животных? Какова "одежда" зверей? (Они покрыты шерстью)
– А есть ли "одежда" у рыб? (Рыба покрыта чешуей)

– Какой наряд у птицы? (Тело птиц покрыто перьями)
– Ребята, как мы можем заботиться об одежде? (ответы детей)

Физкультминутка

Дети имитируют.
Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти
И в порядок привести,
В тазик воду наливаем,
Порошок мы насыпаем,

Всю одежду замочили,
Пятна тщательно потрем
Постираем, прополощем,

Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.

Открытие нового

Учитель-дефектолог раздает детям лоскуты ткани из хлопка.
- Ребята, как вы думаете, какую одежду можно сшить из этой ткани? (летнюю)
- Все ткани состоят из нитей, которые переплетаются между собой и крепко "держатся друг за друга".
- А на руках у нас ткань, который называется хлопок. Чтобы нити не расходились, по краям их подшивают. А наши лоскутки не подшиты и мы можем вытащить нити.

- Мы можем ткань смять? Значит она какая? (мягкая)
- Можно порвать ткань? Значит она какая? (прочная)
- Мы выяснили, что ткань прочная и мягкая.

- Хотите узнать, как и из чего делают ткани?
- Сейчас мы узнаем, как производят ткань из хлопка.

- На полях выращивают удивительное растение – хлопок. Это – хлопковое поле, вот так он растет. Хлопок любит тепло, поэтому растет на юге, где много солнца. Хлопок похож на коробочки с ватой. Когда он созревает, коробочки лопаются, а в каждой из них – будто кусочек ваты. Раньше хлопок собирали руками. Это очень тяжелая работа. Теперь это делает хлопко - уборочный комбайн.

Собранный хлопок раскладывают на солнце сушить, затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян и расчесывают. Получается вот такая вата. Из такой ваты делают нити. А уже из ниток ткут ткань на ткацких станках.

Физкультминутка

Выйдем с вами в хлопковое поле.
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой)
Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх)
Ветер пыль над полем носит.
Наклонят хлопок так -

Вправо-влево, взад-вперед,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Мы с вами узнали, как делают вещи их хлопка.

Учитель-дефектолог раздает детям лоскуты ткани из шерсти.
- Как вы думаете из чего эта ткань? (Картинки - из шерсти животных)
- Они теплые, плотные, пушистые и теплые в них не холодно.
- Какие животные дают шерсть? (Овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки)

- В определенное время их стригут (показ иллюстраций), постриглись овечки и гуляют на лугу, новую шерсть отращивают, до следующей стрижки. Шерсть расчесывают. Далее из шерсти делают нити - прядут, поэтому такие нити называются пряжа, окрашивают, вяжут вещи. (показ иллюстраций)

- Возьмите шерсть ее в руки, какая она? (Плотная, толстая, пушистая, теплая)
- Как называется ткань, которую делают из шерсти? (Ответы детей)
- Какие вещи делают из шерсти?

- Мы познакомились с изготовлением шерстяной ткани. (Рассматриваем одежду из шерсти и хлопка)
- Теперь мы знаем происхождение тканей. Давайте посмотрим, какая одежда подойдет Рассеянному?
- Посмотрите и потрогайте одежду, что вы можете сказать о ней? (она разного цвета, разная на ощупь – гладкие и шероховатые, разные по толщине)

- Что ты можешь сказать об этой ткани? (Это шерстяная ткань. Она плотная, толстая)
- Как вы думаете, подойдет ли эта ткань для Рассеянного?

- А эта ткань сделана из хлопка. Что вы можете рассказать об этой ткани? (Она тонкая, мягкая)
- Можно ли зимой на улице носить одежду сшитую из хлопка? (Нет, в ней будет холодно, только нижнюю)

Рефлексия

- Ребята, помогли ли мы Рассеянному?
- Если вам понравилось занятие, поднимите руки вверх, если было сложно или что-то было трудно, присядьте.
- Что вам понравилось?

Размер:
19.73 Kb
Скачали:
22