Цель: расширение и закрепление представлений старших дошкольников об одежде.
Задачи НОД:
Предварительная работа: рассматривание предметов одежды, сравнение, расширять словарь по теме, познакомить с названиями одежды, ее назначением, использованием, уходом за ней, учить использовать единственное и множественное число существительных.
Материалы и оборудование: детали рубахи из картона для развития конструктивного праксиса, подушки для "круга", предметные картинки для игры "Один – много", "Наоборот", "Что у Гнома?", куклы Мальвины и Буратино, гнома, коробка, предметы одежды.
Форма деятельности: игра-экскурсия.
Этапы работы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Организационный момент |
Здравствуйте, ребята! Посмотрите на меня, на кого я сейчас похожа? - Что обозначает название портниха? - Что делает портниха? - Помогите мне. Пожалуйста, разобраться с одеждой. (Показывает большую коробку с вязаной и сшитой одеждой: рукавицы, шапка, шарф, манишка, перчатки, вязаная кофта, шорты из штапеля, платье из ситца, юбка из шёлка, платье из сатина, платье из вельвета, рубаха из синтетики, блузка из сатина, футболка из хлопка, майка из ситца) - Те предметы, которые вы достали, сшили или связали? Дети, которые вытащили из коробки сшитую одежду идут шить с портнихой рубаху, а кому досталась вязанная одежда – пойдут выкладывать из ниток тот предмет, который они вытащили из коробки. |
На портниху.
Профессию. Шьёт одежду.
Рукавицы из шерсти (шерстяные), шорты из штапеля (штапельные) и т.д.
Ответы детей. Половина детей уходит. |
Основная часть |
Педагог: Ребята, мы пришли в ателье. Педагог предлагает детям сесть в круг на подушки и раздаёт детали мужской рубашки из картона: рукава, воротник, карман, манжеты, планку, пуговицы, узор, заплатку. Основную деталь кладёт на пол. - Помогите мне, пожалуйста, сшить рубаху. - Рубаху мы сшили. Пойдёмте прогуляемся по городу. (Выйдя из ателье, встречаем почтальона, который передаёт нам письмо от Неряхи) Динамическая пауза. Речь с движениями Игра «Письмо от Неряхи». Ох, испачкалась одежда, Мы ее не берегли Обращались с ней небрежно, Мяли, пачкали в пыли. Надо нам ее спасти И в порядок привести. В тазик воду наливаем, Порошочку насыпаем. Всю одежду мы замочим, Пятна тщательно потрем, Постираем, прополощем, Отожмем ее, встряхнем. А потом легко и ловко Все развесим на веревках. А пока одежда сушится, Мы тобой вдвоём покружимся. На прогулке они встречают Буратино и Мальвину. (куклы) 3. Педагог: Вы узнали наших друзей? - Буратино всё делает наоборот: Мальвина обулась, то Буратино… Мальвина оделась, то Буратино… Мальвина замёрзла, то Буратино… Мальвина уехала, то Буратино… Мальвина пришла, то Буратино… Мальвина упала, то Буратино… Мальвина застегнула пуговицы, то Буратино… Мальвина надела шапку, то Буратино… Пальчиковая гимнастика на развитие мелкой моторики Мальвина варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал». Мальвина варежку сняла: «Погодите-ка нашла! Ищешь, ищешь и найдёшь. Здравствуй, пальчик, Как живёшь?» Игра «Что у гнома?» А сейчас мы пойдём в гости к гному.(На экране чередуются пары предметов: большие и маленькие шорты с изображением большого мальчика и маленького гнома, большая и маленькая куртка и т.д.) - У нас шорты, а у гнома… - У нас куртка, а у гнома… - У нас брюки, а у гнома… - У нас майка, а у гнома… - У нас футболка, а у гнома… - У нас носки, а у гнома… - У нас рубашка, а у гнома… По дороге ребята видят магазин одежды - Посмотрите, это магазин «Одежда». Скажите, что здесь продают? - Мальвина с Буратино тоже решили купить себе вещи. (Педагог раздаёт детям карточки. На каждой карточке по одному предмету: платье, майка, брюки, рубашка, юбка, куртка, футболка) У тебя одна куртка, а в магазине … У тебя одни брюки, а в магазине … У тебя одно платье, а в магазине … и т.д. Игра «Назови звук» Педагог раздаёт детям чёрно-белые картинки-раскраски с предметом одежды, а у себя оставляет картинки с предметом одежды без какой-либо детали. - Что нарисовано у тебя на картинке? - Назови гласные звуки и т.д. Игра «Без чего?» Педагог предлагает ответить детям на вопросы: - У тебя брюки с карманом, а у меня… - У тебя шуба с рукавами, а у меня… - У тебя шарф с кисточками, а у меня… - У тебя платок с ромашками, а у меня… - У тебя рубаха с пуговицами, а у меня… - У тебя кофта с воротником, а у меня… - У тебя майка с маленьким домиком, а у меня… - У тебя плащ с рисунком, а у меня… |
Дети прикладывают детали к рубахе и называют своё действие (Я пришиваю рукав к рубашке. Я вышиваю узор на воротнике, манжетах. Я зашиваю дырку на рубашке и т.д.)
Дети разводят руки в стороны и пожимают плечами, Дети сжимают и разжимают пальцы рук.
Дети «грозят» пальцем Имитация движений: «Наливаем воду» Пальцы сложены щепотью, дети имитируют движения насыпания порошка
Имитация каждого описания действий.
Каждое действие выполняют имитирующие движения
Дети кружатся парами.
Да. Это Мальвина и Буратино.
Разулся, разделся, согрелся, приехал, ушёл, поднялся, расстегнул пуговицы, снял шапку.
(ритмично сжимаем пальцы в кулачок и разжимаем) (разводим руки в стороны, пожимаем плечами) ( разжать все пальцы, кроме одного) (демонстрация действия) (разогнуть оставшийся согнутым пальчик) (ритмично сжимаем и разжимаем "потерявшийся" пальчик)
Шортики, курточка, брючки, маечка, футболочка, носочки, рубашечка.
Одежду.
Много курток. Много брюк. Много платьев.
Шуба (У, А.) Майка (А,А) Брюки (У,И) Шарф (А) Кофта (О,А) Плащ (А) Платок (А,О) Рубаха (У, А,А) Без кармана. Без рукавов. Без кисточек. Без ромашек. Без пуговиц. Без воротника. Без маленького домика. Без рисунка. |
Заключительная часть |
Какие вы все внимательные! Пора прощаться с Мальвиной и Буратино. На прощанье вы дорисуйте недостающие детали одежды. Покажите Мальвине с Буратино, что настоящие портные не пропускают никаких недочётов в своей работе. |
Дети идут дорисовывать недостающие детали одежды. |