Учебная встреча по теме "Путешествие в Глагольск"

Внеклассная работа по русскому языку является мощным дополнительным средством расширения и углубления знаний.

"Глагол как часть речи" - одна из сложных тем в разделе "Морфология", и, к сожалению, у многих обучающихся она не вызывает должного интереса. Данное мероприятие необходимо, чтобы привлечь внимание школьников и обобщить их знания по теме в занимательной форме.

Возраст обучающихся: 6 класс (12-13 лет)

Классный руководитель может провести данное мероприятие совместно с учителем русского языка после изучения темы "Глагол" или в период проведения в классе недели Науки

Цель мероприятия: формирование интереса к изучению русского языка во внеурочное время.

Задачи:

  • популяризировать знания по теме "Глагол" за счет привлечения занимательного материала, учить ребят применять свои знания и умения в необычной ситуации;
  • способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
  • прививать любовь к русскому языку, формировать интерес к нему как к учебному предмету через различные познавательные задания;
  • воспитывать чувство командного духа, умение работать в команде; повышать общую языковую культуру.

Планируемые результаты: закрепить знания и умения, полученные на уроках; повысить общую языковую культуру, привлечь обучающихся к активности изучения русского языка во внеурочное время.

Форма проведения – учебная встреча. Это одна из новых форм проведения воспитательного мероприятия, представляющая более высокую ступень в познавательном отношении по сравнению с другими формами работы (КВН, конкурс знатоков, смотр знаний и т.д.)

Оборудование: ПК, интерактивная доска, раздаточный материал, карточки с заданиями, доска, ватманы, маркеры. Шестиклассники заранее готовят все для инсценировки лингвистических рассказов собственного сочинения (постановку, сценарий, костюмы, элементы декораций).

Рекомендации

Учитель русского языка проводит в классе неделю Науки, заранее сообщает тему внеклассного мероприятия на этой неделе. Школьники разделены на команды. В течение двух недель дети готовят домашнее задание по командам (сочинить и инсценировать лингвистическую сказку на тему "Глагол").

Ход мероприятия

Выходит ученик, играющий роль Глагола, обращаясь к ребятам, читает загадку:

Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – все в действие придет.
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.

Ведущий: Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычное мероприятие, на которое пришел гость. Я думаю, вы догадались, кто это. (глагол)
- Верно. На уроках русского языка вы говорили о том, какую роль играют глаголы в нашей жизни. Вы убедились, что глагол - наиболее живая и подвижная часть речи.

- Ведь именно с помощью этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях - и картины прошлого оживают перед нами.
- Не обойтись без этой части речи и при прогнозе будущего. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну Грамматику в удивительный город Глагольск.

- Вы уже много знаете о том, по каким грамматическим законам живет население этого города, и, оказавшись в гостях у его жителей, мы посмотрим, какие они разные: одни неутомимые труженики, другие, наоборот, - сами ничего не делают, а только приказывают или просят, а третьи робкие и сомневающиеся.
- В пути вам будут помогать капитаны и старшие друзья - члены контрольно-информационного пункта. (КИПа)

После вступительного слова ведущего идет представление каждой из 4 команд (по количеству консультационных групп). Участники озвучивают придуманные названия и зачитывают заранее подготовленные синквейны о глаголах.

Ведущий: В любом путешествии нужны опытные и знающие проводники. У нас их роль исполняют капитаны. (представление капитанов)
- Оценивать вашу работу в командах будут градоначальники Глагольска, наше экспертное жюри. (представление)
- Теперь отправляемся в путь!

Первая остановка "Теоретическая"

- Испытание здесь ждет капитанов. Они должны показать свои знания и убедить команды, что на них можно рассчитывать. (Ведущий предлагает капитанам подойти к древу Мудрости)

Древо МудростиДрево Мудрости

- На листьях дерева – вопросы повышенной трудности. Капитаны по очереди открывают листья и сразу отвечают на вопрос.
- Всего на дереве 12 листьев, поэтому капитаны трижды проходят испытание. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы для конкурса капитанов

  1. Как раньше называли слова, обозначающие действие?
  2. Перечислите постоянные морфологические признаки глагола.
  3. Назовите грамматическое значение глаголов повелительного наклонения.
  4. Создайте устно визитную карточку условного наклонения (грамматическое значение и способ образования).
  5. Назовите разноспрягаемые глаголы.
  6. В чем особенность разноспрягаемых глаголов?
  7. Как объяснить происхождение суффикса -л- прошедшего времени глаголов?
  8. В какой форме глагол имеет только постоянные морфологические признаки?
  9. Какие особенности имела категория наклонения - активная в древнерусском языке?
  10. Почему формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида?
  11. Почему глаголы дымить и струиться в прямом значении не имеют форм 1-го и 2-го лица?
  12. Какая глагольная форма славится богатством синтаксической роли в предложении?

Ведущий: Ребята, мы продолжаем наше путешествие, и следующая остановка "Творческая".
- Хотите почувствовать себя копирайтерами? (копирайтеры пишут интересные слоганы, тексты, чтобы привлечь внимание читателей или слушателей)

- Задание: составить яркий и запоминающийся слоган о глаголе, нарисовать рекламу и дать пояснение. Время – 10 минут. Критерии оценивания слогана перед вами: краткость, запоминаемость, оригинальность, призывность. Максимальный балл – 10

Защита работ

Примерные слоганы:

  • Глагол изучаешь, двоек не получаешь.
  • Чтобы успешным стать, надо глаголы изучать.
  • Если глагол изучить, можно горы проломить.

Остановка "Грамматическая"

- Команды на листах бумаги по цепочке записывают в два столбика по одному примеру переходных и непереходных глаголов. Для группового зачета предлагаются слова для разбора по составу.
- Затем нужно рассказать о значении и происхождении приставок дез- и ре-, назвать грамматические показатели прошедшего времени, повелительного наклонения, вида глаголов.

Остановка "Орфографическая"

- Она находится рядом со школьной столовой. Заглянем туда.
Команды выбирают по одному участнику, которые переодеваются в поварской колпак и фартук. Ведущий предлагает им выбрать карточки с заданием. Время – 7 минут.

- Задание: рассказать правило правописания безударных личных окончаний глаголов, в карточках правильно вставить пропущенные буквы.
- Необходимо составить рецепт и "приготовить" любое блюдо с использованием орфограмм. Побеждает та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньше ошибок, чем другие команды.

- И вот наступает самый интересный, завершающий этап...

Остановка "Лингвистическая"

Шестиклассники представляют инсценировки лингвистических рассказов собственного сочинения. Все: постановка, сценарий, костюмы, элементы декораций – их творчество.

Пример рассказа собственного сочинения "Жители Глаголии"

В одной большой стране Глаголии жило множество глаголов, каждый из них имел свое наклонение, чем очень гордился. У глаголов условного наклонения в разговоре всегда встречалась многообещающая частица бы, из-за которой они прослыли болтунами и обещалками.

Их обещания всерьез не воспринимали, и глаголы изъявительного наклонения над ними подтрунивали: "Если бы да кабы, то во рту росли грибы". Недружелюбными были отношения между глаголами изъявительного наклонения и повелительного. Глаголы повелительного наклонения всегда ходили с гордо поднятой головой и с тросточкой.

Они очень любили приказывать другим жителям Глаголии: "Принеси! Унеси! Подай! Сделай!" Полной противоположностью им были глаголы изъявительного наклонения, которые пользовались уважением и авторитетом среди других жителей страны.

Но однажды случилось несчастье. На страну Глаголию напали враги. На защиту своей родины должны были встать глаголы всех наклонений. Однако глаголы повелительного наклонения стали только указывать, заставлять других, ничего не делая сами, глаголы условного наклонения лишь обещали, а глаголы изъявительного наклонения - только мужественно сражались и одержали победу.

За это правительство Глаголии присвоило им высшую -Время. Благодаря этому о них знали в прошлом, знают в настоящем и будут знать будущем награду"

Итог мероприятия

Ведущий: В заключение слово предоставляется градоначальникам Глагольска. Они подведут итоги нашей учебной встречи.
Награждение. Председатель жюри называет победителей и вручает ребятам эмблемы "Юному лингвисту", "Знатоку русского языка", "Знатоку глагола".

Размер:
51.92 Kb
Скачали:
5