Интеллектуальная игра для 8 класса: Я знаю все

Автор: Бородина Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, «СОШ № 28», г. Павлодар, р. Казахстан


Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 8 класса по русскому языку, литературе, истории.

Игра проводится как внеклассное мероприятие по предметам гуманитарного цикла. От каждого класса выбирается по представителю. Жюри оценивает ответы каждого участника, подводит итоги, награждает победителей. Ведущим может быть учитель или старшеклассник.

Цель:  проверить уровень сформированности образовательного кругозора восьмиклассников.

Задачи:

1. Создать условия для привития интереса к предметам гуманитарного цикла.

2. Содействовать развитию логического мышления, ораторского искусства.

3. Способствовать  привитию навыков культуры  поведения.

 

Ход игры.

Ведущий. Внимание! Внимание! Начинаем интеллектуальную игру "Я знаю все" по русскому языку, литературе и истории. На сцену приглашаются представители 8-х классов (представление участников). Оценивать их ответы будет компетентное жюри в составе (оглашается состав жюри).

 

I тур "Байга"

Ведущий. Навстречу ветру мчатся по степи  всадники. Победит самый быстрый! Объявляется I тур - "Байга". Будьте внимательны, ответы принимаются у самых быстрых.

Русский язык.

1. Односоставные предложения - это… (предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого).

2. Логическое ударение употребляется для... (выделения в устной речи голосом наиболее важного по смыслу слова).

3. Неполные предложения встречаются ... (в диалоге или во второй части сложного предложения)

Русская литература.

1. Продолжи: "Береги платье снову, а ...." В каком произведении эта пословица является эпиграфом ?( "честь смолоду" А.С. Пушкин "Капитанская дочка")

2. У героя какого произведения было "три блаженных дня"? (М.Ю. Лермонтов "Мцыри")

3. "Ну и пьеска! всем досталось! А больше всего мне!" Кому принадлежат эти слова и о какой пьесе идет речь? ( Император Николай I о пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор")

История.

1. Как называлась крепость, жилище средневековых феодалов? (замок)

2. Как назывался титул  главы государства у древних тюрков? (каган)

3. В какой стране раньше, в других странах Европы, стало развиваться капиталистическое производство? (Англия)

 Подведение промежуточных итогов.

 

II тур "Полиглот"

Ведущий. Полиглотом называют человека, который знает много языков, свободно на них общается,  хорошо знает  смысл  самых трудных слов.

Предлагаем нашим участникам дать толкование следующих слов:

Фанатизм (страстная преданность своим убеждениям, крайняя нетерпимость).

Стимул (побуждение к действию)

Мораль (нравственность, нормы поведения)

Анархия (безвластие, стихийность, неорганизованность)

Бюрократия (слой высших чиновников, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей)

Дебаты (обмен мнениями)

Дискуссия (обсуждение спорного вопроса, спор)

Демократия (народовластие)

Патриархальный (1. непререкаемая власть главы семьи, рода; 2.верный старине, чуждый новому, консервативный)

Реформатор (преобразователь)

Подведение промежуточных итогов.

 

III тур "Предметные вопросы"

Ведущий.  Предлагаем участникам ответить на предметные вопросы.

Русский язык.

1. О каком пунктационном правиле идет речь?

Со мною связано явление,

Весьма далекое от строчки:

Меняет время точку зрения.

А почему? Дошло до ...(точки)

(В конце повествовательного предложения ставится точка).

2. О каком пунктационном знаке идет речь? Как этот знак называется в литературоведении?

Известно миру с давних пор,

Что знак и   я немаловажный.

И не окончен разговор...

И начинает думать каждый.

(Многоточие. В литературоведении - фигура умолчания)

3. По какому признаку можно сгруппировать предложения данного текста?

Уральский хребет. Горы, покрытые лесом. Города и поселки. На карте у летчиков я прочел странное название деревеньки. Газета. (В.Песков)

(Предложения односоставные, назывные, распространенное-нераспространенное, осложненное-неосложненное)

4. Чем осложнено данное предложение? Докажите правильность ответа.

Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.  (С. Есенин)

(Предложение осложнено однородными сказуемыми)

5. Определите стиль данного текста и тип речи.

Атмосферный воздух, кроме азота и кислорода, содержит еще небольшое количество углекислоты, несколько десятичных. Эта углекислота состоит из углерода и кислорода. Следовательно, этот бесцветный газ, ничем по виду не отличающийся от воздуха, содержит частицы угля. (К.А. Тимирязев)

(Стиль научный. Тип речи - рассуждение)

Русская литература.

1. В Древней Греции - Афродита, в Древнем Риме - Венера, а в Древней Руси...   По какому признаку "объединены" эти женские имена?

(Лада. Это имена богинь любви и красоты)

2. Какой литературный герой делал змея из географической карты? Назовите героя, произведение и автора.

(Петруша Гринев. А.С. Пушкин "Капитанская дочка")

3. Чей это портрет?

"Он был, казалось, лет шести:

Как серна гор пуглив и дик,

И слаб, и гибок, как тростник".

Какое событие связано с этим описанием?

(Мцыри. Одноименная поэма М.Ю. Лермонтова)

4. Какой эпиграф выбрал Н.В.Гоголь для комедии "Ревизор"? Кому принадлежат эти слова?

("На зеркало неча пенять, коли рожа крива" И.А.Крылов)

5. Какие названия отверг Л.Н.Толстой в процессе работы над рассказом "После бала"?

("Дочь и отец", "Отец и дочь", "А вы говорили". Название "После бала" наиболее точно отражает идейный замысел автора)

История.

1. Какой город Византии назывался "золотым мостом"?

(Константинополь)

2. Кто такие бедуины и какую территорию они занимали в VI- XI веках?

(Кочевые арабы, Аравийский полуостров, юго-запад Азии)

3. Объяснить понятия "монархия", "реформация", "культура", "государство".

4. Кому принадлежит высказывание и в связи с чем оно произнесено: "Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать"?

(Людовик XI льстил людям, которых ненавидел и боялся, применяя любые средства в борьбе с противником)

5. На сколько Улусов была поделена территория Казахстана в XIII веке и как они назывались?

(Три Улуса: Джучи, Чагатая, Угэдэя)

Подведение промежуточных итогов.

 

IV тур "Исследовательский"

Ведущий.  Предлагаем участникам нашей игры провести исследование.

Задание. Современник этого человека написал в письме: "Привез он с собой золото, хлопчатую бумагу и перец". О каком путешественнике идет  речь?

Что это за экспедиция, каковы ее результаты? Приведите аргументы, подтверждающие правильность вашего ответа.

Подведение промежуточных итогов.

 

V тур "Ораторский"

Ведущий. Слово "оратор" пришло к нам из латинского языка и имеет два значения: человек, выступающий публично и тот, кто обладает даром  красноречия.

Задание. Поэт и филолог Осип Мандельштам а работе "О природе слова" писал: "Отлучение от языка равносильно отлучению от истории". Подтвердите или опровергните это высказывание.

Подведение итогов, награждение победителей.

 

Скачать   Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.