Групповые занятия по программе наполняемостью до 20 человек. В состав группы входят учащиеся 5-х классов. Группа постоянна, дети обучаются в течение 1 года по 1 часу в неделю.
Общее количество часов – 34 часа в год.
II. Цель программы
Повышение познавательного интереса учащихся; развитие письменной монологической речи; развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
1. Развитие познавательного интереса учащихся.
2. Повышение качества знаний и формирование представлений о русском языке как системе.
3. Воспитание ответственности, самостоятельности, способности к взаимопомощи и сотрудничеству.
III. Пояснительная записка.
Ни для кого не секрет, что в последнее время интерес к русскому языку у учащихся значительно снижен. Русский язык – сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. До недавнего времени при изучении русского языка внимание обращалось в основном на подробное рассмотрение грамматических сведений и правил орфографии и пунктуации. Сегодня формируется новая идея, предусматривающая учёт в преподавании многофункциональности самого языка.
Важная задача школы – пробудить у учащихся интерес к знаниям, повысить их престиж. Цель данной программы – сделать обучение русскому языку увлекательным и приносящим радость, а, следовательно, эффективным.
Одна из форм работы, представленных в данной программе – выпуск лингвистической газеты. Лингвистическая газета – это периодическое издание, где в занимательной форме освещаются различные вопросы русского языка, касающиеся его культуры, истории.
Занимательность может быть использована как во внеклассной работе, так и на уроках обобщающего повторения. В процессе занятий формируются общеучебные умения и навыки, развивается познавательный интерес к изучению русского языка. Материал, подобранный для занятий, своей необычностью, новизной и нестандартностью подачи вызывает удивление, стимулирует познавательную деятельность, а также даёт понятие о русском языке, как о строгой, чётко организованной системе.
IV. Примерный тематический план.
№ |
Тема |
всего |
теория |
практика |
|
Вводное занятие. |
1 |
1 |
- |
|
Мир русской речи. |
4 |
2 |
2 |
|
Государство Синтаксис. Царица Пунктуация. |
5 |
2 |
3 |
|
Государство Фонетика. |
3 |
1 |
2 |
|
Государство Лексика. |
2 |
1 |
1 |
|
Мы – журналисты. |
2 |
1 |
1 |
|
Государство Орфография. |
6 |
3 |
3 |
|
Государство Морфология. |
10 |
4 |
6 |
|
Подведение итогов. |
1 |
- |
|
Тема №1. Вводное занятие.
День рождения “Клуба любителей русского языка”.
Составление плана работы клуба.
Тема №2. Мир русской речи.
Основные разделы науки о языке.
Составление карты материка “Русский язык”.
Тест №1 “Что я помню из программы 3 класса”.
Лингвистическая газета №1 “Кто живёт в государстве необъятного материка Русский язык?”.
Тема №3. Государство Синтаксиса. Царица Пунктуация.
Царевна Словосочетание и царевна Предложение.
Диалог и Прямая речь.
Временные и постоянные признаки.
Метафора.
Кроссворд “Словосочетания”.
Связь слов в словосочетании.
На чём держатся владения царевича Предложения?
Таинственные знаки.
Однородные члены предложения.
Союзы.
“Казнить нельзя помиловать”.
“Письмо без слов”.
Тест №2 “Синтаксис и пунктуация”
Лингвистическая газета №2.
Тема №4. Государство Фонетика.
“Аз и буки”. Фонетика. Звуки. Буквы.
Ударение. Интонация. Фраза. Такт. Слово.
Сколько звуков в русском языке?
Орфоэпия.
Тест №3 “Фонетика”.
Лингвистическая газета №3 “Кто первый сказал “А”?”
Тема №5. Государство Лексика.
Для чего нужно знать язык?
Сколько слов в русском языке?
Словарь.
Где берутся новые слова?
Однозначные и многозначные слова.
Города “Синонимы”, “Антонимы”, “Омонимы”.
Значение слова.
Тест №4 “Лексика”.
Лингвистическая газета №4.
Тема №6. Мы – журналисты.
Интервью. Очерк. Корреспондент.
Заметка. Публицистический стиль.
Лингвистическая газета “Наши учителя”.
Биография.
Тема №7. Государство Орфография.
Для чего нужно быть грамотным?
Почему бы не писать как слышится?
Опасные согласные.
Зри в корень.
Много ли правил в орфографии?
Лингвистическая газета №5.
Тест №5.
Тема №7. Государство Морфология.
Грамматическое значение слова.
Слово о слове.
Части речи.
Как определить род существительного?
Двойственное число.
Седьмой падеж.
Прилагательное.
Эпитет.
Глагол.
Область “Спряжение”.
Равнина трёх времён.
Тесты № 6, 7, 8.
Тема №8. Подведение итогов.
Лингвистическая газета №6 “Мир русской речи”.
Интеллектуальный марафон.
Награждение.
VI. Способы выявления промежуточных и конечных результатов.
- участие в олимпиаде по русскому языку
- выпуск лингвистической газеты;
- тестирование;
- конкурсы заметок;
- исследование познавательного интереса.
VII. Критерии оценки результатов:
По ходу занятия за каждый правильный ответ учащиеся получают жетон. В конце занятия подсчитывается количество набранных жетонов: за 6-8 жетонов – оценка “5”, за 3-5 жетонов – оценка “4”.
Лучшие статьи помещаются в лингвистическую газету и оцениваются в 5 баллов. Оценки выставляются в журнале. Учащийся, получивший наибольшее количество “пятёрок” в течение года, получает медаль “Почётный член Клуба любителей русского языка” и памятный сувенир.
Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
По окончании данного курса учащийся должен знать основные лингвистические понятия:
- основные разделы языкознания (лексикология, фонетика, морфология, синтаксис, пунктуация, словообразование, орфография, фразеология);
- орфограмма и пунктограмма и условия их выбора;
- словосочетания и предложения;
- звуки и буквы, ударение, слог, слово;
- лексическое значение слова, синонимы, антонимы, омонимы;
- основные правила орфоэпии;
- самостоятельные и служебные части речи;
- иметь представление о русском языке как системе;
- жанры публицистического стиля (статья, заметка, обзор, рецензия, интервью, корреспонденция, очерк).
Учащиеся должны уметь:
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически; предложения – синтаксически;
- составлять предложения разных видов;
- разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их, пользоваться различными словарями;
- писать статьи, заметки, обзоры, рецензии, очерки в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- брать интервью;
- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами;
- определять тему и основную мысль текста;
- совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения (в соответствии с изученным языковым материалом).