Цели:
- Ребята, сегодня мы продолжим изучение частиц, повторим предлоги и союзы, но прежде мы должны дать себе хорошую установку на плодотворную работу. (включить слайд, прочитать хором)
Я способен! Я со всем справлюсь!
Мне нравится учиться! Я – хороший ученик!
Я хочу много знать! Я буду много знать!
- А я не сомневаюсь в том, что вы способны, хотите много знать и будете много знать.
- В записанных на доске примерах выделить предлоги и рассказать об этой части речи. (у доски)
- В записанных на доске примерах выделить союзы, рассказать, какую роль они выполняют?
Кружась легко и неумело снежинка села на стекло. (сочинит. соединит. союз – однор. ч)
Уснули поля над туманом, покрылась травка росой,
И звезды стоят караваном, блистая над сонной землей. (ССП, сочинит. союз)
Вопросы классу:
- Итак, тема урока: Разряды частиц. Употребление частиц в речи.
- Какие слова называются частицами? (служебные слова, которые служат: для образования наклонений глагола, выражают различные оттенки значения,)
- По значению частицы делятся на 3 разряда: дети: Формообразующие, смысловые (модальные), отрицательные.
Мы, промолвили Частицы, -
Можем с каждым подружиться.
Выражаем утвержденье,
Отрицанье и сомненье…
- Итак, к формообразующим частицам относятся...
- К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования наклонений глагола: условного – бы (б) и повелительного – да, давай, давайте, пусть, пускай.
- Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами.
- Прослушайте предложение и назовите частицы, к какому разряду они относятся?
Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки! Пускай по рецептам врачей появится в каждой аптеке лекарство для грубых детей!
Мы коньками режем звонкий, серебристый, чистый лед, а Сергей стоит в сторонке и такую речь ведет: "Вот бы если бы коньки мы точить о лед могли, то сказали бы спасибо конькобежцы всей земли.
- В каком наклонении стоит глагол-сказуемое в первом предложении? Во втором?
- С помощью чего образуется условное наклонение глагола? А повелительное?
Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении
Модальные частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, смягчение требования. Модальные частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.
- Послушаем отрывок в разговорном стиле речи. Назовите частицы, постарайтесь определить, что они выражают?
- Посмотрим богатство оттенков значений модальных частиц.
Сценка
Собрались семиклассники однажды.
- Все-таки надо решить, как мы проведем "Огонек", - сказала …
- Разве он состоится? – поинтересовались ребята.
- Конечно, неужели вы забыли о нашем последнем разговоре? – спросила …
- Вот здорово! – воскликнули ребята.
- Только надо придумать план его проведения.
- Пусть Саша сыграет на фортепиано, - предложил …
- Вряд ли он сможет прийти на "Огонек", - сказала…
- Неужели ему неинтересно быть на "Огоньке", - удивились ребята
- Как раз в этот день у него тренировки по шашкам,- пояснила …
- И даже если тренировки, он к вечеру освободится, -возразил …
Почти все ребята приняли участие в обсуждении плана "Огонька". (знаки препинания при диалоге)
Задание
- Вы видите высказывания классиков литературы. Дополните их модальными частицами.
Слова для справок: только, даже, что за, вот, как.
- К отрицательным относятся частицы НЕ и НИ. Частица не придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.
Не бывать этому. За лесом не большой, а маленький овраг.
- Закончить устойчивые сочетания (фразеологизм).
Комар носу (не подточит), палец в рот (не клади), палец о палец (не ударит), ни рыба (ни мясо), ни свет (ни заря), во что бы то (ни стало), нельзя ни проехать, (ни пройти).
- Предложение получает положительный смысл, если в нем две частицы не, одна и которых стоит перед глаголом мочь, а вторая – перед неопределенной формой глагола: Я не мог не поехать.
- Прослушайте стихотворение, найдите в тексте примеры употребления служебных частей речи.
Есть еще такие или нету.
Нам пока разгадка не дана.
Берегите отчую планету -
Все-таки у нас она одна.
Может, далека от идеала.
Только без особенных затей.
Неба голубое одеяло.
Всех нас укрывает, как детей.
Все мы земляки, а не пришельцы
Всем нам потому и отвечать:
Будем ли когда, как погорельцы,
В чуждые галактики стучать?
Только вот дождемся ли ответа -
Пусто во Вселенной, тишина…
Берегите отчую планету -
Все-таки у нас она одна.
(А. Казанцев)
Вопросы по тексту стихотворения:
Домашнее задание
Составить текст на тему "На уроке" с использованием модальных частиц.