УМК: "Школа России".
Цели урока: познакомить учащихся со вступлением к поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила", добиться понимания его содержания.
Задачи:
Оборудование: учебник "Литературное чтение" Л.Ф. Климанова, М.Ф. Бойкина, 2 класс; проектор, компьютер, презентация, 13 "словариков" к стихотворению; 5 иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина; задания с отрывками из произведений А.С. Пушкина.
Проверка готовности к уроку.
Слайд:
внимательный аккуратный самостоятельный
любознательный активный рассеянный
веселый стильный рассудительный
Рядом с таблицей – портрет ученика.
- Какие слова из таблицы могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями?
- Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным.
Девиз урока: "Каждый прожитый день прибавляет частичку знаний"
Итог: Важно не только прибавить частичку знаний, но и сохранить уже полученные знания.
- Как у вас, получается, сохранить полученные знания, посмотрим, проверив домашнее задание.
Ю.П. Мориц "Песенка про сказку".
Работа в парах
Выразительное чтение наизусть всего стихотворения учениками, получивших 4 уровень.
Хоровое исполнение "Песенки про сказку". (муз. С. Никитина)
Учащиеся рассказывают стихотворение друг другу в паре.
Работа в группах
1 группа Дом царевна обошла, Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась. Час обеда приближался, (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
«Ложился на поля туман, |
2 группа «Три девицы под окном Говорит одна девица, - То на весь крещеный мир Приготовила б я пир» («Сказка о Царе Салтане»)
5 группа Петушок с высокой спицы Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется И кричит: "Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!" («Сказка о золотом петушке») |
3 группа «Старичок отправился к морю Почернело синее море. Стал он кликать золотую рыбку Приплыла к нему золотая рыбка…» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
4 группа Жил-был поп, («Сказка о попе и о работнике его Балде») |
Ученики работают в группах: читают отрывок, вспоминают из какого он произведения (название), кто автор. (У доски 1 ученик от каждой группы выбирает иллюстрацию к своему отрывку и вывешивает на доску)
- Кто автор этих произведений? (А.С. Пушкин)
- Какие по жанру произведения у А.С. Пушкина? (стихотворение, сказка, поэма?)
- Вывод: Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете и помните изученные произведения великого русского поэта.
- Ребята, а что вы знаете о жизни и творчестве великого русского поэта?
Родился А.С. Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. На воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А. Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки)
Релаксация: включается аудиозапись "Шум моря".
- Опишите, что вы услышали? (Шум морской волны)
- Отгадайте загадку и вы узнаете, что увидел автор на берегу моря.
Он из желудя пророс,
А потом все рос и рос,
Год за годом подрастал -
И могучим … стал! (Дуб)
– Предположите тему урока. (Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила")
- Что такое поэма?
- Работая в группе, составьте из отдельных слов на карточках определение литературным терминам поэма и пролог.
Работа в группах
Карточки со словами дети клеят на отдельный лист. Группы представляют свои работы.
Поэма - большое стихотворное произведение на историческую или героическую тему.
Пролог – вступительная часть литературного, театрального или музыкального произведения.
- Отрывок называется "У лукоморья дуб зеленый…"
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.
- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?
Ставят задачи: Прочитать, осмыслить прочитанное, правильно расставить логические ударения, верно определить темп чтения, т. е. научиться выразительно читать.
- Для чего вам это нужно?
Физкультминутка
Дети повторяют движения за учеником.
Первичное чтение учащимися
- Понравился ли вам отрывок?
- Каким же поэт изобразил лукоморье? (Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным)
- Что понравилось?
"У лукоморья дуб зеленый..." - представляет собой "собирательную" картину сказочных мотивов, изобилующую необыкновенным, волшебным.
Словарная работа
- В этом стихотворении есть "слова-чудеса", непонятные вам. Прочитайте еще раз это стихотворение и подчеркните непонятные вам слова.
- Какие непонятные слова встретились вам в этом стихотворении?
- Почему они нам непонятны?
- Узнайте значения этих слов в сносках.
- Кто-то скажет, что Лукоморье – это выдумка. Нет! Лукоморье существует! На Крымском полуострове есть мыс Фиолент, там находится монастырь, основанный в честь явления Святого Георгия Победоносца морякам во время бури. Этот монастырь посетил А.С. Пушкин.
- Пораженный красотой морского залива в форме лука и, увидев столетний дуб на берегу, поэт сочинил стихотворение, которое стало началом поэмы "Руслан и Людмила".
Леший – сказочное существо, живущее в лесу.
Видение – призрак, приведение.
Витязь – храбрый сильный воин.
Чахнуть – становиться худым, болезненным.
Пленяет – берет а плен.
Неведомых - неизвестный, таинственный, непостижимый
Невиданных – неизвестных, небывалых.
Прихлынут - дохлынуть до чего; набежать.
Чредой – друг за другом, очередность.
Мимоходом – по пути, проходя мимо.
Темница - то же, что тюрьма.
Грозный - жестокий, суровый.
Бредет - медленно, с трудом идти
- Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? (Состоит из двух частей)
- Что изобразил поэт в первой части? О чем пишет А.С. Пушкин? (Первая - состоит из шести строк. Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира)
- Попробуем прочитать стихотворение-пролог, осмысливая каждую картину, нарисованную поэтом. Читаем первые 6 строк, соблюдая логические ударения и паузы.
- Какой картиной начинается стихотворение? Как вы ее себе представляете? (Учащиеся читают цепочкой)
- Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете? (Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание)
- Что вы можете сказать о второй части? (Более объемна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса)
- Вторая часть расширяет общую картину, сказочный мир конкретизируется.
- Прочитаем вторую часть по 2 строчки цепочкой.
- Какой оттенок придает этим строкам слово мимоходом? Как вы представляете себе эту картину? Как нужно прочитать?
- Чем объясняется, что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в нашей обычной речи: дол, видений, брег, чредой? Какой становится нарисованная поэтом картина? Как прочитаем?
- Подумайте, как прочитать различные части текста в зависимости от отношения автора к героям, о которых идет речь.
- Картины пролога проникнуты единством русского духа, воплощенного в сказках: "Там русский дух, там Русью пахнет". Постепенно автор проводит читателя через все, чему поверить нельзя и в то же время нельзя не поверить. Смеясь и снимая все "ужасы", он подтверждает "правдивость" рассказанного привычной сказочной концовкой:
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил...
- Круг замкнулся: небольшой пролог заканчивается так, как часто кончается народная сказка. Как следует прочитать концовку?
- В основе этого сказочного, волшебного мира - необычное и забавное, страшное и чудесное, печальное и смешное, концентрирующее вымыслы и небылицы в сочетании с обыденным и привычным.
- Здесь действуют многие герои народных сказок, они совершают "привычные" для них подвиги и живут "привычной" для них сказочной жизнью.
Прослушивание звукозаписи "Пролога" в исполнении заслуженного артиста РСФСР А. Шварца и просмотр видеоролика "У лукоморья дуб зеленый"
Викторина по произведению
Все эти герои, с которыми мы познакомились, герои русских народных сказок. И именно поэтому Александр Сергеевич Пушкин свое стихотворение заканчивает строчками: "Там русский дух… там Русью пахнет!"
Лукоморье
Волшебное, загадочное
Удивляет, вдохновляет, завораживает
"Там русский дух… там Русью пахнет!"
Сказка
- Какую мы ставили цель на этот урок?
- Добились мы цели?
- Как думаете, что выразил поэт в этом произведении? (А.С. Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам)
Выставление отметок за урок.
Домашнее задание
Выучить стр. 112-113.