Урок литературного чтения во 2 классе "Исследуем законы волшебных сказок. А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый…"

УМК: "Школа России".

Цели урока: познакомить учащихся со вступлением к поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила", добиться понимания его содержания.

Задачи:

  • воспитывать осознанное восприятие содержания текста;
  • овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;
  • углубить представления о понятиях: сказка, законы волшебной сказки.

Оборудование: учебник "Литературное чтение" Л.Ф. Климанова, М.Ф. Бойкина, 2 класс; проектор, компьютер, презентация, 13 "словариков" к стихотворению; 5 иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина; задания с отрывками из произведений А.С. Пушкина.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

Проверка готовности к уроку.

Слайд:
внимательный        аккуратный      самостоятельный
любознательный     активный         рассеянный
веселый               стильный         рассудительный

Рядом с таблицей – портрет ученика.
- Какие слова из таблицы могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями?
- Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным.

Девиз урока: "Каждый прожитый день прибавляет частичку знаний"
Итог: Важно не только прибавить частичку знаний, но и сохранить уже полученные знания.
- Как у вас, получается, сохранить полученные знания, посмотрим, проверив домашнее задание.

Проверка домашнего задания

Ю.П. Мориц "Песенка про сказку".
Работа в парах

Выразительное чтение наизусть всего стихотворения учениками, получивших 4 уровень.
Хоровое исполнение "Песенки про сказку". (муз. С. Никитина)
Учащиеся рассказывают стихотворение друг другу в паре.

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Работа в группах

1 группа

Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.

(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

 

«Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван 
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора»
(Отрывок  из стихотворения «Уж небо осенью дышало») 

2 группа

«Три девицы под окном
 Пряли поздно вечерком
 «Кабы я была царица-

 Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир»

 («Сказка о Царе Салтане»)

 

5 группа

 Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: "Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!"    

 («Сказка о золотом  петушке»)

3 группа

«Старичок отправился к морю

 Почернело синее море.

 Стал он кликать золотую рыбку

Приплыла к нему золотая рыбка…»  

 («Сказка о рыбаке и рыбке»)

 

4 группа

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Ученики работают в группах: читают отрывок, вспоминают из какого он произведения (название), кто автор. (У доски 1 ученик от каждой группы выбирает иллюстрацию к своему отрывку и вывешивает на доску)

- Кто автор этих произведений? (А.С. Пушкин)
- Какие по жанру произведения у А.С. Пушкина? (стихотворение, сказка, поэма?)
- Вывод: Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете и помните изученные произведения великого русского поэта.

- Ребята, а что вы знаете о жизни и творчестве великого русского поэта?

Родился А.С. Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. На воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А. Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки)

Формулирование темы урока, постановка учебной задачи

Релаксация: включается аудиозапись "Шум моря".
- Опишите, что вы услышали? (Шум морской волны)
- Отгадайте загадку и вы узнаете, что увидел автор на берегу моря.

Он из желудя пророс,
А потом все рос и рос,
Год за годом подрастал -
И могучим … стал! (Дуб)

– Предположите тему урока. (Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила")
- Что такое поэма?
- Работая в группе, составьте из отдельных слов на карточках определение литературным терминам поэма и пролог.

Работа в группах

Карточки со словами дети клеят на отдельный лист. Группы представляют свои работы.

Поэма - большое стихотворное произведение на историческую или героическую тему.

Пролог – вступительная часть литературного, театрального или музыкального произведения.

- Отрывок называется "У лукоморья дуб зеленый…"
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.
- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

Ставят задачи: Прочитать, осмыслить прочитанное, правильно расставить логические ударения, верно определить темп чтения, т. е. научиться выразительно читать.
- Для чего вам это нужно?

Физкультминутка

Дети повторяют движения за учеником.

Работа по новой теме

Первичное чтение учащимися

- Понравился ли вам отрывок?
- Каким же поэт изобразил лукоморье? (Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным)
- Что понравилось?

"У лукоморья дуб зеленый..." - представляет собой "собирательную" картину сказочных мотивов, изобилующую необыкновенным, волшебным.

Иллюстрация "У лукоморья дуб зеленый..."Иллюстрация "У лукоморья дуб зеленый..."

Словарная работа

- В этом стихотворении есть "слова-чудеса", непонятные вам. Прочитайте еще раз это стихотворение и подчеркните непонятные вам слова.
- Какие непонятные слова встретились вам в этом стихотворении?
- Почему они нам непонятны?

- Узнайте значения этих слов в сносках.
- Кто-то скажет, что Лукоморье – это выдумка. Нет! Лукоморье существует! На Крымском полуострове есть мыс Фиолент, там находится монастырь, основанный в честь явления Святого Георгия Победоносца морякам во время бури. Этот монастырь посетил А.С. Пушкин.

- Пораженный красотой морского залива в форме лука и, увидев столетний дуб на берегу, поэт сочинил стихотворение, которое стало началом поэмы "Руслан и Людмила".

Леший – сказочное существо, живущее в лесу.
Видение – призрак, приведение.
Витязь – храбрый сильный воин.

Чахнуть – становиться худым, болезненным.
Пленяет – берет а плен.
Неведомых - неизвестный, таинственный, непостижимый

Невиданных – неизвестных, небывалых.
Прихлынут - дохлынуть до чего; набежать.
Чредой – друг за другом, очередность.

Мимоходом – по пути, проходя мимо.
Темница - то же, что тюрьма.
Грозный - жестокий, суровый.
Бредет - медленно, с трудом идти

- Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? (Состоит из двух частей)
- Что изобразил поэт в первой части? О чем пишет А.С. Пушкин? (Первая - состоит из шести строк. Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира)
- Попробуем прочитать стихотворение-пролог, осмысливая каждую картину, нарисованную поэтом. Читаем первые 6 строк, соблюдая логические ударения и паузы.

- Какой картиной начинается стихотворение? Как вы ее себе представляете? (Учащиеся читают цепочкой)
- Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете? (Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание)
- Что вы можете сказать о второй части? (Более объемна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса)

- Вторая часть расширяет общую картину, сказочный мир конкретизируется.
- Прочитаем вторую часть по 2 строчки цепочкой.
- Какой оттенок придает этим строкам слово мимоходом? Как вы представляете себе эту картину? Как нужно прочитать?

- Чем объясняется, что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в нашей обычной речи: дол, видений, брег, чредой? Какой становится нарисованная поэтом картина? Как прочитаем?
- Подумайте, как прочитать различные части текста в зависимости от отношения автора к героям, о которых идет речь.

- Картины пролога проникнуты единством русского духа, воплощенного в сказках: "Там русский дух, там Русью пахнет". Постепенно автор проводит читателя через все, чему поверить нельзя и в то же время нельзя не поверить. Смеясь и снимая все "ужасы", он подтверждает "правдивость" рассказанного привычной сказочной концовкой:

И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил...

- Круг замкнулся: небольшой пролог заканчивается так, как часто кончается народная сказка. Как следует прочитать концовку?
- В основе этого сказочного, волшебного мира - необычное и забавное, страшное и чудесное, печальное и смешное, концентрирующее вымыслы и небылицы в сочетании с обыденным и привычным.
- Здесь действуют многие герои народных сказок, они совершают "привычные" для них подвиги и живут "привычной" для них сказочной жизнью.

Прослушивание звукозаписи "Пролога" в исполнении заслуженного артиста РСФСР А. Шварца и просмотр видеоролика "У лукоморья дуб зеленый"

Викторина по произведению

  • Кто из героев говорит, поет, рассказывает? (кот)
  • Сказочный герой, бродит по лесу, строит разные козни. (леший)
  • Кому верно служит серый волк? (царевна)
  • Кто выходит из морских волн? (витязи)
  • Что идет, бредет сама собой? (ступа с Бабой Ягой)
  • Что стоит без окон, без дверей? (избушка)

Все эти герои, с которыми мы познакомились, герои русских народных сказок. И именно поэтому Александр Сергеевич Пушкин свое стихотворение заканчивает строчками: "Там русский дух… там Русью пахнет!"

Рефлексия учебной деятельности

Составить синквейн:

Лукоморье
Волшебное, загадочное
Удивляет, вдохновляет, завораживает
"Там русский дух… там Русью пахнет!"
Сказка

- Какую мы ставили цель на этот урок?
- Добились мы цели?
- Как думаете, что выразил поэт в этом произведении? (А.С. Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам)
Выставление отметок за урок.

Домашнее задание

Выучить стр. 112-113.

Размер:
24 Kb
Скачали:
14