Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе: Употребление НЕ- и НИ- в предложениях

Цель: закрепление умения выбирать нужную частицу в соответствии с ее значением и ролью в предложении.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Методическое оснащение: интерактивный метод обучения; метод анализа-синтеза, репродуктивный метод; метод проблемного обучения; техническое оснащение.

Оборудование: презентация, дидактические материалы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы. Объяснение материала

Мы продолжаем разговор о частицах. Сегодня нам предстоит научиться различать частицы НЕ и НИ. Для начала обратимся к примерам. Подберите их из сборника рассказов К. Г. Паустовского "Золотая роза". (работа с раздаточным материалом)

НЕ

НИ

Не могу припомнить, как я узнал эту историю о  парижском  мусорщике  Жане

Шамете.

 

Шамету повезло. В  Вера-Крус  он  заболел  тяжелой  лихорадкой.  Больного

солдата, не побывавшего еще ни  в  одной  настоящей  перестрелке,  отправили

обратно на родину.

Он понимал, конечно, что она  ждет  от

него не только заботы, но и ласки.

Шамет понял  -

пока что не надо ее ни о чем расспрашивать.

Шамет напрягал память и выуживал из нее эти  подробности,  пока  в  конце

концов не потерял уверенность в том, что они действительно существовали.

На  нем  не  видно  ни

одного огонька. И не слышно ни одного всплеска.

Не то  Шамет  видел

эту выкованную из почернелого золота грубую розу, подвешенную к  распятью  в

доме старой рыбачки, не то он слышал рассказы об этой розе от окружающих.

Но что бы ни случилось, сколько бы  раз  ни  пришлось  стаскивать  шапки,

когда люди узнают о гибели своих же  товарищей,  все  равно  надо  и  дальше

делать свое дело - опасное и тяжелое, завещанное дедами и  отцами.

Так Шамет и уехал из поселка, не дождавшись перемены в старухиной судьбе.

Она говорит, что люди никогда

не сдадутся и, несмотря ни на что, будут делать свое дело.

Не потому, что он этого не умел, а просто не было  надобности.

Писатели не могут ни на минуту сдаться перед невзгодами и отступить перед

преградами.

- Почему в одних предложениях частица НЕ, а в других НИ? Соотнесите данные примеры с материалом опорного конспекта. Докажите правомерность употребления данных частиц. А теперь представим, что частицы отсутствуют.

НЕ

НИ

Могу припомнить, как я узнал эту историю о  парижском  мусорщике  Жане

Шамете.

 

Шамету повезло. В  Вера-Крус  он  заболел  тяжелой  лихорадкой.  Больного

солдата, не побывавшего еще в настоящей  перестрелке,  отправили

обратно на родину.

Он понимал, конечно, что она  ждет  от

него только заботы и ласки.

Шамет понял  -

пока что не надо ее расспрашивать.

Шамет напрягал память и выуживал из нее эти  подробности,  пока  в  конце

концов потерял уверенность в том, что они действительно существовали.

На  нем  не  видно

огонька. И не слышно всплеска.

То  Шамет  видел

эту выкованную из почернелого золота грубую розу, подвешенную к  распятью  в

доме старой рыбачки, то он слышал рассказы об этой розе от окружающих.

Но сколько бы  раз  пришлось  стаскивать  шапки,

когда люди узнают о гибели своих же  товарищей,  все  равно  надо  и  дальше

делать свое дело - опасное и тяжелое, завещанное дедами и  отцами.

Так Шамет и уехал из поселка, дождавшись перемены в старухиной судьбе.

Она говорит, что люди никогда

не сдадутся и будут делать свое дело.

Потому, что он этого умел, а просто не было  надобности.

Писатели не могут сдаться перед невзгодами и отступить перед

преградами.

Повлияло ли отсутствие частицы на смысл предложения?
Запись вывода: частицу НЕ нельзя опустить.

III. Составить предложения по данному началу с любой парой

Когда он ни обращался…
Когда он не обращался…
Кто с ним ни дружил…
Кто с ним не дружил…

IV. Различие частиц НЕ и НИ со значением усиления утверждения

- Каково основное значение частицы НЕ?
- Когда она придает положительный смысл предложению?

Запись предложений и их анализ.

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?
Где ни просвищет грозный меч,
Где конь сердитый ни промчится,
Везде главы слетают с плеч
и с воплем строй на строй валится.

Запись вывода: частица НИ находится в придаточном предложении.

V. Работа с опорной таблицей

Таблица: употребление НЕ и НИ в предложенияхТаблица: употребление НЕ и НИ в предложениях

VI. Тренировочные упражнения. Работа в парах. Объясните товарищу условия выбора частицы НЕ или НИ

  1. Кого ни спрашивали о Журавлеве, все отзывались о нем хорошо.
  2. Кого не спрашивали сегодня, тот будет опрошен завтра.
  3. Где я только не бывал!
  4. Где я не бывал, так это в Австралии.
  5. Где бы я ни бывал, я всегда тосковал о доме.
  6. Каких удивительных зверей я не видал в зоопарке! Видел всех, и даже таких, о каких раньше ничего не знал.
  7. Куда ни взглянешь, везде вода.
  8. Дождь не прекращался ни на минуту.
  9. Нельзя не удивляться вашему поведению.
  10. На небе ни звездочки.
  11. Не могу не возразить вам.
  12. Чего он только ни говорил!

Спишите примеры, раскройте скобки и напишите частицы слитно или отдельно. Объясните правописание частиц не и ни.

  1. Он, Пеночкин, (ни) когда (не) заботился (ни) о ком, кроме собственной особы.
  2. Спал я как (не) винный и снов (не) видал. (Жук)
  3. Средь полей (не) обозримых в небе ходят без следа облаков (не) уловимых волокнистые стада (Л.)
  4. Ужели небу я дороже всех (не) замеченных тобой? (Л.)
  5. (Не) волнуйся, (не) плачь и сердца (не) мучай. (Полев)
  6. Я привык (ни) в чем (не) отступать от гражданских законов.

Примеры ошибочного употребления частиц в СМИ (задание дано было ранее индивидуально). Поправляем, комментируем устно.

VII. Подведение итогов урока. Дифференцированное домашнее задание

  • Составить небольшой рассказ на одну из тем, включив частицы НЕ и НИ: "У нас за окном", "Субъективное мнение в СМИ: целесообразно ли оно?" "Мосты повисли над реками".
  • Написать сочинение-миниатюру, включить приведённые ниже словосочетания. Куда ни посмотришь; куда ни оглянешься; нет ни конца ни краю; ещё не растаявший на солнце снег; деревья, не одетые листвой.
  • Из произведений А.С. Пушкина выписать 5-6 примеров с частицами НЕ и НИ.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!