Цель: закрепление умения выбирать нужную частицу в соответствии с ее значением и ролью в предложении.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, коллективная, работа в парах, индивидуальная.
Методическое оснащение: интерактивный метод обучения; метод анализа-синтеза, репродуктивный метод; метод проблемного обучения; техническое оснащение.
Оборудование: презентация, дидактические материалы.
I. Организационный момент
II. Сообщение темы. Объяснение материала
Мы продолжаем разговор о частицах. Сегодня нам предстоит научиться различать частицы НЕ и НИ. Для начала обратимся к примерам. Подберите их из сборника рассказов К. Г. Паустовского "Золотая роза". (работа с раздаточным материалом)
НЕ |
НИ |
Не могу припомнить, как я узнал эту историю о парижском мусорщике Жане Шамете.
|
Шамету повезло. В Вера-Крус он заболел тяжелой лихорадкой. Больного солдата, не побывавшего еще ни в одной настоящей перестрелке, отправили обратно на родину. |
Он понимал, конечно, что она ждет от него не только заботы, но и ласки. |
Шамет понял - пока что не надо ее ни о чем расспрашивать. |
Шамет напрягал память и выуживал из нее эти подробности, пока в конце концов не потерял уверенность в том, что они действительно существовали. |
На нем не видно ни одного огонька. И не слышно ни одного всплеска. |
Не то Шамет видел эту выкованную из почернелого золота грубую розу, подвешенную к распятью в доме старой рыбачки, не то он слышал рассказы об этой розе от окружающих. |
Но что бы ни случилось, сколько бы раз ни пришлось стаскивать шапки, когда люди узнают о гибели своих же товарищей, все равно надо и дальше делать свое дело - опасное и тяжелое, завещанное дедами и отцами. |
Так Шамет и уехал из поселка, не дождавшись перемены в старухиной судьбе. |
Она говорит, что люди никогда не сдадутся и, несмотря ни на что, будут делать свое дело. |
Не потому, что он этого не умел, а просто не было надобности. |
Писатели не могут ни на минуту сдаться перед невзгодами и отступить перед преградами. |
- Почему в одних предложениях частица НЕ, а в других НИ? Соотнесите данные примеры с материалом опорного конспекта. Докажите правомерность употребления данных частиц. А теперь представим, что частицы отсутствуют.
НЕ |
НИ |
Могу припомнить, как я узнал эту историю о парижском мусорщике Жане Шамете.
|
Шамету повезло. В Вера-Крус он заболел тяжелой лихорадкой. Больного солдата, не побывавшего еще в настоящей перестрелке, отправили обратно на родину. |
Он понимал, конечно, что она ждет от него только заботы и ласки. |
Шамет понял - пока что не надо ее расспрашивать. |
Шамет напрягал память и выуживал из нее эти подробности, пока в конце концов потерял уверенность в том, что они действительно существовали. |
На нем не видно огонька. И не слышно всплеска. |
То Шамет видел эту выкованную из почернелого золота грубую розу, подвешенную к распятью в доме старой рыбачки, то он слышал рассказы об этой розе от окружающих. |
Но сколько бы раз пришлось стаскивать шапки, когда люди узнают о гибели своих же товарищей, все равно надо и дальше делать свое дело - опасное и тяжелое, завещанное дедами и отцами. |
Так Шамет и уехал из поселка, дождавшись перемены в старухиной судьбе. |
Она говорит, что люди никогда не сдадутся и будут делать свое дело. |
Потому, что он этого умел, а просто не было надобности. |
Писатели не могут сдаться перед невзгодами и отступить перед преградами. |
Повлияло ли отсутствие частицы на смысл предложения?
Запись вывода: частицу НЕ нельзя опустить.
III. Составить предложения по данному началу с любой парой
Когда он ни обращался…
Когда он не обращался…
Кто с ним ни дружил…
Кто с ним не дружил…
IV. Различие частиц НЕ и НИ со значением усиления утверждения
- Каково основное значение частицы НЕ?
- Когда она придает положительный смысл предложению?
Запись предложений и их анализ.
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?
Где ни просвищет грозный меч,
Где конь сердитый ни промчится,
Везде главы слетают с плеч
и с воплем строй на строй валится.
Запись вывода: частица НИ находится в придаточном предложении.
V. Работа с опорной таблицей
VI. Тренировочные упражнения. Работа в парах. Объясните товарищу условия выбора частицы НЕ или НИ
Спишите примеры, раскройте скобки и напишите частицы слитно или отдельно. Объясните правописание частиц не и ни.
Примеры ошибочного употребления частиц в СМИ (задание дано было ранее индивидуально). Поправляем, комментируем устно.
VII. Подведение итогов урока. Дифференцированное домашнее задание