Тема урока: "В мастерской художника слова. Портрет в литературном произведении".
Цель – овладение учащимися навыками сочинения-описания на примере создания литературного портрета.
Задачи:
Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, наглядный материал на доске, раздаточный материал, на доске "ОПЕТРРТ".
Прозвенел уже звонок,
Начинаем мы урок.
Встаньте, дети, не ленитесь,
Все мне дружно улыбнитесь.
- Ребята, на доске вы видите фразу Николая Васильевича Гоголя. (фраза дублируется на слайде)
- Кто может прочитать ее? ("Необыкновенный язык наш есть еще тайна")
- Как вы понимаете эти слова? (ответы учащихся)
- Оставим эту фразу до конца урока на доске. Мы к ней еще вернемся.
- Кто будет давать правильные ответы сегодня, получит вот такие значки. (значки можно вырезать из цветной бумаги)
- В конце урока у кого будет большее количество значков, получит хорошую оценку.
- Язык – тайна, которую нам предстоит изучать. Сегодня мы с вами познакомимся с такой тайной, как… а угадайте-ка сами, какая тайна нашего урока?
- Кто хочет выйти к доске и поменять местами буквы так, чтоб получилось нужное нам слово?
- Запишем в тетрадях число и тему урока: "В мастерской художника слова. Портрет в литературном произведении".
- Как вы думаете, какие задачи перед нами сегодня будут поставлены? (Дети предлагают свои варианты: раскрыть тайну создания портрета в литературном произведении, подготовиться к сочинению с описанием портрета. На слайде появляются цели урока)
- Сегодня особое задание получит творческая группа. Эти ребята в течение урока будут собирать "портретную" лексику. Выписывать слова, которые помогут нам разгадать тайну создания литературного портрета.
- Мы с вами знаем, что русский язык и литература связаны с различными видами искусства. С какими? (музыка, изобразительно искусство)
- Как вы думаете, есть ли эта связь в создании портрета? (ответы учеников)
- Послушайте фрагмент из сонаты Л. Бетховена. (аудио)
На листочках, которые вам выданы, напишите свои фамилии и нарисуйте человека, образ которого у вас возник при прослушивании мелодии. Включите фантазию.
- Слушаем отрывок. А теперь устно опишите внешний вид человека, которого вы представили и нарисовали.
- Почему у вас возник такой образ?
- Хорошо. Таким образом, вы создали устный портрет, высказывая свою авторскую позицию. Творческая группа, не забывайте записывать слова для раскрытия нашей тайны.
- В данном фрагменте урока учитель активизирует аудиальный канал восприятия детей.
- На данных этапах урока происходит развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений за счет активизации вышеуказанного канала восприятия.
- Молодцы, ребята. Посмотрите на слайд. Перед вами портрет Струйской, выполненный великим русским живописцем Федором Степановичем Рокотовым в XVIII веке.
- Какой изобразил художник женщину?
- Устно опишите ее.
- Интересно, что вы начали описывать портрет женщины с разных деталей. Кто-то обратил свое внимание в первую очередь на глаза девушки, кого-то привлекла ее улыбка.
- Получается, что нет строгой последовательности в раскрытии портрета. Согласны?
- Творческая группа, отметьте, пожалуйста, этот момент в ваших записях. (Учитель, обращая внимание детей на портрет, активизирует визуальное восприятие учеников)
- Под впечатлением от этого портрета поэт Николай Заболоцкий написал стихотворение, которое так и называется "Портрет". Послушаем его (аудио). Кто хочет прочитать стихотворение сам? (Ученик читает произведение)
- Как вы думаете, какие чувства выражает поэт в своем произведении? (ответы учеников)
- Своим призывом: "Любите живопись, поэты!" Заболоцкий хотел сказать, что тайнами создания портрета должен владеть не только художник, но и поэт, писатель.
- Обратите внимание на снимки рукописей великих русских поэтов – А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
- Сочиняя стихотворения, они рисовали тот образ, тот портрет, о ком писали. (портреты Е. Воронцовой, А.П. Керн, Е.А. Сушковой)
- В данный момент учитель использует социальный метод мотивации - побуждение подражать известной личности.
- А теперь посмотрим на рисунки, которые получились у вас. (учитель предлагает ребятам прикрепить рисунки на доску)
- С рисованием портретов вы справились. Попробуем теперь создать словесный портрет и оформить его в форме сочинения-описания.
- Для этого послушаем, какую портретную лексику собрали для нас творческие эксперты. (авторская позиция, нет строгой последовательности в описании портрета, детали)
- Хорошо, я добавлю, что необходимо помнить о душе и характере человека, портрет которого вы создаете.
- Пользуясь тайнами создания портрета, напишите несколько предложений сочинения-описания вашего одноклассника. Не называйте его имя. Мы попробуем догадаться, чей портрет создан.
- Чтобы никто не обиделся, описывайте вашего персонажа доброжелательно.Для создания ярких словесных портретов мы будем использовать средства художественной выразительности.
- Вспомним и назовем примеры олицетворения, метафоры, эпитета, сравнения. (ответы учеников)
- На слайде представлены примеры СХВ. (ученики пишут работы и озвучивают их)
- Замечательно! Вы справились с заданием.
- Давайте вернемся фразе Н.В. Гоголя. Какую тайну мы с вами сегодня узнали?
- Нарисуйте на полях в тетрадях веселый смайлик, если вы довольны своей работой на уроке.
- Смайлик с прямой улыбкой, если вы считаете, что поработали хорошо, но могли бы и лучше. Грустный смайлик, если вы расстроены своей работой на уроке.
Домашнее задание