Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.
Задачи урока:
Оборудование: раздаточный материал, презентация.
- Какая это часть речи?
Вместо имени я всегда,
Зовут меня... (местоимение)
- Разгадаете пропущенное слово, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.
- Откройте тетради и запишите дату и тему урока.
- В русском языке много местоимений. Сегодня мы познакомимся с местоимениями, заменяющими существительные.
- Это личные местоимения. Их всего 8. Эта великолепная восьмерка перед вами. Местоимения можно разделить на 3 группы. Что получилось?
- Мы все местоимения записали по лицам, значит, у личных местоимений есть свое лицо.
- Какие местоимения вы знаете?
- Как называются эти местоимения? (личные)
- Как изменяются личные местоимения? (изменяются по лицам, по числам, по падежам)
- Насколько хорошо вы умеете определять лицо местоимений, вам поможет таблица. (раздаточный материал)
- В отрывках известных вам поэтов найдите местоимение, определите лицо. (слайд со стихами)
- А сейчас я представлю вам местоимение как удивительную часть речи, и мы узнаем, для чего нужны местоимения в нашей речи, как поэты умеют использовать их в своих стихах.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
- А как вы думаете, какие имена заменяет местоимение?
- А какие имена вы знаете? (существительные, прилагательные, числительные)
- Что общего у существительного и местоимения? (вопрос, предмет)
Работа с учебником
- Прочитайте определение в учебнике, что нового вы узнали о местоимении? (ответы учащихся)
- Упр. 440, спишите, употребляя местоимения, данные в скобках, в нужной падежной форме, обозначьте падеж каждого местоимения. Обозначьте орфограмму "Раздельное написание предлогов".
- Теперь надо подчеркнуть местоимения как члены предложения. Расставьте знаки препинания в предложениях.
- Что узнали о личных местоименях, выполняя это упражнение?
Физкультминутка "Ты мне - я тебе"
Назвать местоимение в косвенном падеже, в ответ надо назвать, в каком падеж личное местоимение.
- Рассмотрите примеры. Какая особенность у местоимений 3 лица? (обычно появляется буква "н")
- В упр. 442 заменить существительные местоимениями. (Индивидуально у доски выполнить разборы)
Учитель читает отрывки из стихотворений. Задание - найти местоимения.
- Вместо какого слова поэт употребляет местоимения? (вместо сущестествительного)
- А для чего? Замените местоимения существительными. (Для рифмы, чтобы связать предложения в тексте и избежать повторов)
Задание "Корректор"
- Запишите отредактированный текст в тетрадь, поменяйтесь тетрадями и проверьте грамотность письма.
- Что нового узнали на уроке?
- Что было сложно?
- Что нужно запомнить?
Домашнее задание
Упражнение № 443.