УМК: "Школа России".
Цели урока:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Здравствуйте, меня зовут Софья Евгеньевна, сегодня проведу у вас урок литературного чтения.
- Вспомните, ребята, какой раздел мы с вами изучаем? (Великие русские писатели)
- Верно, на прошлом уроке вы знакомились с творчеством Ивана Андреевича Крылова.
- Давайте вспомним отрывок его произведение и сделаем речевую разминку.
- Сначала каждый читает про себя, затем читаем хором шепотом, потом в полголоса ускоряясь и в завершении первые три строки грустно, а остальные радостно, весело.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
***
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
- Молодцы!
- Ребята, откройте учебник на странице 112, скажите, какого писателя мы сегодня будем с вами изучать? (Михаила Юрьевича Лермонтова)
- Да, верно! Что еще изображено на развороте учебника? (Сборники стихотворений, портреты, рисунки)
- Правильно, на одном из рисунков изображены горы. Как вы думаете почему? (Он жил в горах, он писал о горах…)
- А ответ ребята, мы с вами узнаем из его биографии.
- Сейчас мы с вами будем с ней знакомиться.
М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 года в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой (урожденной Арсеньевой). 1817 году Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21 года, оставив единственного сына сиротой.
Сразу после смерти матери Елизавета Алексеевна увезла любимого внука в свое имение Тарханы Пензенской губернии. Здесь она окружила внука заботой и лаской, не жалея средств на развитие многообразных талантов мальчика.
В селе Тарханы Пензенской губернии, прошли детские годы поэта. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).
В детстве Лермонтов много болел. Тяжелый недуг надолго приковывал его к постели, приучал к задумчивости и одиночеству. Воображение стало для него новой игрушкой. Мальчик рано почувствовал себя одиноким. Его часто охватывала тоска по “душе родной”, способной понять его и утешить.
В 1818 и 1820 годах Елизавета Алексеевна ездила с внуком для лечения на Кавказ. Летом 1825 года бабушка в третий раз повезла мальчика на Кавказ на воды. Он уже подрос, смог увидеть гораздо больше, чем в первые поездки.
В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия - его призвание.
- Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение.
Физминутка
- Давайте продолжим ребята. 11 июня 1840 года Лермонтов прибывает на Кавказ и принимает участие в военных действиях.
- Роковые события развернулись 13 июля вечером в доме Верзилиных, где часто собиралась молодежь. Мартынов, одноклассник Лермонтова, вызвал Лермонтова на дуэль.
- Дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Лермонтов был убит. Более подробно с биографией М.Ю. Лермонтова вы познакомитесь в старших классах. О Великом поэте можно говорить бесконечно: ведь эта личность многогранная и яркая.
- Ребята так почему на картинке изображены горы?
- Сейчас откройте учебник на стр. 115.
- Какое стихотворение нам представлено? ("Утес")
- Верно! Пробегитесь глазками по стихотворению, какие слова для вас непонятны? А какое слово выделено? (Лазури)
- Может быть, вы знаете, что оно означает?
- Давайте посмотрим на слайд, и … (ученик) прочитает значение данного слово.
- В стихотворении "Утес" "по лазури весело играя", под лазурью имеется в виду небесная лазурь, небо цвета лазури, то есть синее или голубое.
- Сейчас я включу аудиозапись, а вы внимательно слушайте и читайте про себя.
- Какое настроение у вас возникло? (Одиночество, грусть…)
- Да, действительно. Ведущим настроением "Утеса" является одиночество и грусть лирического героя в мире, в котором он живет.
- Какая главная мысль стихотворения? (Одиночество никому не приносит счастья)
- Да, автор хотел сказать, что одиночество никому не приносит счастья.
- Прочитайте самостоятельно данное стихотворение. Подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении. (Самостоятельная работа детей)
- Ребята, а какие приемы поэты используют в своих произведениях? (Метафору, олицетворение, эпитеты)
- Найдите эти приемы в стихотворении.
- Молодцы, ребята! Теперь переверните страницу. Какие стихотворения вы там видите. ("Горные вершины…", "На севере диком…")
- Давайте с вами прочитаем, а дома вы разберете не знакомые для вас слова, и найдете их значение. (Читаем стихотворения)
- Более подробно мы разберем эти произведения на следующем уроке.
Обобщение
- Ребята, сейчас давайте с вами немного обобщим пройденное. Закройте свои тетради и учебники, отложите на край парты.
- Пройдем небольшой тест по творчеству и биографии М.Ю. Лермонтова. Отвечаем по поднятой руке.
Вопросы литературной игры "Откройте для себя Лермонтова"
1. В каком городе родился М.Ю. Лермонтов?
а) Ясная Поляна
б) Москва
в) Петербург
2. Назовите даты жизни М.Ю. Лермонтова.
а) 15 октября 1814 г. - 15 июля 1841 г.
б) 21 июля 1814 г. - 18 июля 1843 г.
в) 15 октября 1814 г. - 15 июля 1850 г.
3. Какие чувства вы испытали при чтении стихотворений М.Ю. Лермонтова?
а) Веселье, радость
б) Страх
в) Печаль
4. Найдите лишнее произведение:
а) Зеркало и обезьяна
б) Встреча зимы
в) Утес
- Молодцы! Ребята, с творчеством, какого писателя мы знакомились сегодня на уроке? (М.Ю. Лермонтова)
- Что вам больше всего запомнилось из жизни поэта?
- Что вас затронуло больше всего?
- Какое стихотворение М.Ю. Лермонтова вам больше всего понравилось? (ответы учащихся)
- Надеюсь, что наш урок оставит след в душе каждого присутствующего.
- Ребята, на парте у вас лежат небольшие листочки, теперь оцените свою работу на уроке:
- Спасибо за урок, до свидания!