Конспект урока русского языка 5 класс "Твори добро!"

Цели урока:

  • формулировать простые вопросы, отражающие отношение к содержанию сказки "Мальчик - огонек";
  • излагать основное содержание текста, опираясь на ключевые слова и словосочетания;
  • использовать синонимы из текста сказки в изложении.

Ключевые слова и фразы: доброта, отзывчивость, забота, добрые поступки, любовь.

Предварительные знания: на предыдущих уроках учащиеся ознакомились и имеют представление о жизненных ценностях: "Дружба", "Счастье", "Семья". Учащиеся умеют формулировать вопросы, знают теоретический материал по лексике: прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы.

Ход урока

Оргмомент

Приветствие "Здравствуй!"

Учащиеся поочередно касаются пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами)
успеха (указательными)
большого (средними)

во всем (безымянными)

и везде (мизинцами)

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Подведение к теме урока

Прием "Мысли во времени"

Задание: В течение одной минуты к ключевому слову урока "добро" запишите непрерывно свои мысли, которые "приходят в голову".

Беседа с учащимися

- Какие мысли вы записали?
- О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
- Что такое добро?

- Какие поступки можно назвать добрыми?

Учащиеся, отвечая на вопросы, озвучивают тему и цели урока.

Слово учителя

- Сегодня мы будем читать сказку Э.К. Киселевой "Мальчик-огонек", научимся составлять вопросы и писать изложение.
Деление на три группы. Прием "Пазлы". Учащимя выдаются части пословиц, каждый находит начало и конец пословиц, объединяются в гомогенные группы для совместной работы.

Пазлы из 6-ти пословиц

  1. На добрый привет - добрый и ответ.
  2. Не хвались серебром, а хвались добром.
  3. Не ищи красоты, ищи доброты.
  4. Не одежда красит человека, а его дорбрые дела.
  5. Делай добро и жди добра.

Работа с текстом

Прием "Верите ли вы, что…"

Задание: Предположите, о чем пойдет речь в сказке "Мальчик-огонек". Я предлагаю вам несколько утверждений, если вы согласны, ставьте +, не согласны -.

Утверждения:

  • Верите ли вы, что действие сказки происходит в дремучем лесу?
  • Верите ли вы, что мальчик-огонек спасет тонувшего мальчишку и не погаснет?
  • Верите ли вы, что Солнце сделает огонька большим Огнем?

Прием "Тонкие" и толстые вопросы"

Задание: Прочитайте текст и скажите, верны ли ваши утверждения или не верны.

Дифференциация заданий по уровню сложности.

Задание 1. Составьте три "тонких" (простых) вопроса, которые отражают отношение к содержанию текста.

Задание 2. Составьте три "толстых" (практических) вопроса, которые отражают отношение к событиям и поступкам героя.

Задание 3. Составьте два "толстых" (оценочных) вопроса, которые содержат оценку поступкам героя.

Дозированная помощь учителя

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Почему?

Что?

Что бы ты...?

Когда?

Как бы ты поступил...?

Где?

Что будет, если...?

Как звать?

Как вы относитесь к…?

Мог ли...?

Чем..отличается...?

ФО "Сэндвич похвалы"

1 слой – позитивный комментарий, что понравилось;

2 слой – конструктивная критика, что нужно улучшить и как это улучшить;

3 слой – позитивный комментарий на будущее словами: мне понравилось, но в следующий раз

Работа с грамматикой

Метод "Модель Фрейера"

Задание:

  • Определите значение слова огонек. Подберите к нему синонимы из текста.
  • Подберите к словосочетанию горячий огонек антонимичные словосочетания из текста.
  • Объясните, с какой целью автор использует синонимы, антонимы в тексте.

Дозированная помощь учителя (схема)

СхемаСхема

ФО "Словесная оценка"

Физминутка "Что такое доброта?"

Стратегия "Я-ты-мы"

Работа выполняется индивидуально. Затем каждый в группе зачитывает свое изложение и выбирается лучшая работа и презентуется от группы.

Послетекстовый этап

Задание: Напишите изложение, передавая основное содержание сказки "Мальчик – огонек".

Дозированная помощь учителя (ключевые слова, словосочетания)

Маленький горячий огонек; попадет в воду – погаснет; крепко дружил; улыбался солнцу, речке; слова волшебницы; вытащил мальчишку; черные угольки; сделался большим Огнем.
К концу урока учитель собирает работы для проверки к следующему уроку.

Рефлексия

Прием "Рефлексивный круг"

Все учащиеся садятся в круг. Учитель задает алгоритм рефлексии:

- Что на уроке было важно и интересно?
- Как вы оцениваете свое участие в занятии?
- Что дал урок вам для жизни?

Домашнее задание

Дифференциация по интересам учащихся:

  1. Подберите и запишите пословицы о доброте. (4-5 пословиц)
  2. Подберите антоним к слову добро и составьте диаманту
  3. Используя ПОПС-формулу, подберите доказательства для опровержения изречения "Не хочешь зла, не делай добра".

ПОПС-формула

П – позиция (Я считаю, что…)

О – объяснение (…потому что…)

П – пример (Например…)

С – следствие (Исходя из этого можно сделать вывод, что…)

Размер:
36.25 Kb
Скачали:
3