Цели урока:
Ключевые слова и фразы: доброта, отзывчивость, забота, добрые поступки, любовь.
Предварительные знания: на предыдущих уроках учащиеся ознакомились и имеют представление о жизненных ценностях: "Дружба", "Счастье", "Семья". Учащиеся умеют формулировать вопросы, знают теоретический материал по лексике: прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы.
Приветствие "Здравствуй!"
Учащиеся поочередно касаются пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами)
успеха (указательными)
большого (средними)
во всем (безымянными)
и везде (мизинцами)
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Прием "Мысли во времени"
Задание: В течение одной минуты к ключевому слову урока "добро" запишите непрерывно свои мысли, которые "приходят в голову".
Беседа с учащимися
- Какие мысли вы записали?
- О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
- Что такое добро?
- Какие поступки можно назвать добрыми?
Учащиеся, отвечая на вопросы, озвучивают тему и цели урока.
Слово учителя
- Сегодня мы будем читать сказку Э.К. Киселевой "Мальчик-огонек", научимся составлять вопросы и писать изложение.
Деление на три группы. Прием "Пазлы". Учащимя выдаются части пословиц, каждый находит начало и конец пословиц, объединяются в гомогенные группы для совместной работы.
Пазлы из 6-ти пословиц
Прием "Верите ли вы, что…"
Задание: Предположите, о чем пойдет речь в сказке "Мальчик-огонек". Я предлагаю вам несколько утверждений, если вы согласны, ставьте +, не согласны -.
Утверждения:
Прием "Тонкие" и толстые вопросы"
Задание: Прочитайте текст и скажите, верны ли ваши утверждения или не верны.
Дифференциация заданий по уровню сложности.
Задание 1. Составьте три "тонких" (простых) вопроса, которые отражают отношение к содержанию текста.
Задание 2. Составьте три "толстых" (практических) вопроса, которые отражают отношение к событиям и поступкам героя.
Задание 3. Составьте два "толстых" (оценочных) вопроса, которые содержат оценку поступкам героя.
Дозированная помощь учителя
«Тонкие» вопросы |
«Толстые» вопросы |
Кто? |
Почему? |
Что? |
Что бы ты...? |
Когда? |
Как бы ты поступил...? |
Где? |
Что будет, если...? |
Как звать? |
Как вы относитесь к…? |
Мог ли...? |
Чем..отличается...? |
ФО "Сэндвич похвалы"
1 слой – позитивный комментарий, что понравилось;
2 слой – конструктивная критика, что нужно улучшить и как это улучшить;
3 слой – позитивный комментарий на будущее словами: мне понравилось, но в следующий раз
Метод "Модель Фрейера"
Задание:
Дозированная помощь учителя (схема)
ФО "Словесная оценка"
Стратегия "Я-ты-мы"
Работа выполняется индивидуально. Затем каждый в группе зачитывает свое изложение и выбирается лучшая работа и презентуется от группы.
Послетекстовый этап
Задание: Напишите изложение, передавая основное содержание сказки "Мальчик – огонек".
Дозированная помощь учителя (ключевые слова, словосочетания)
Маленький горячий огонек; попадет в воду – погаснет; крепко дружил; улыбался солнцу, речке; слова волшебницы; вытащил мальчишку; черные угольки; сделался большим Огнем.
К концу урока учитель собирает работы для проверки к следующему уроку.
Прием "Рефлексивный круг"
Все учащиеся садятся в круг. Учитель задает алгоритм рефлексии:
- Что на уроке было важно и интересно?
- Как вы оцениваете свое участие в занятии?
- Что дал урок вам для жизни?
Домашнее задание
Дифференциация по интересам учащихся:
ПОПС-формула
П – позиция (Я считаю, что…)
О – объяснение (…потому что…)
П – пример (Например…)
С – следствие (Исходя из этого можно сделать вывод, что…)