Пошаговая инструкция: Учимся писать сжатое изложение

Методический материал по написанию сжатого изложения можно использовать при подготовке учащихся 9 классов к итоговой аттестации (ОГЭ).

Сжатое изложение - это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности

 

Приемы сжатияПриемы сжатия

Исключение

1. Отделяем главное от второстепенного.

2. Второстепенное опускаем.

3. Какие подробности можно исключить?

  • Однородные члены предложения
  • Вводные слова
  • Примеры, доказательства, подробности
  • Дату, если без неё не пострадает текст
  • Обобщающие слова и предложения
  • Повторы

Использование приема "исключение"Использование приема "исключение"

Обобщение

1. Смотрим, что можно объединить с точки зрения смысла и грамматики.

2. Что можно обобщить?

  • Отдельные факты, явления
  • Предложения, связанные общей мыслью
  • Части предложения
  • Этапы процесса = единый процесс

Применение обобщенияПрименение обобщения

Замена

Что можно заменить?

  • Однородные члены предложения = обобщающее слово
  • Сложное предложение = простое предложение
  • Прямая речь = косвенная речь
  • Слова, понятия = местоимения
  • Части предложения = одно слово/выражение
  • Части текста = одно предложение

Использование замены при написании изложенияИспользование замены при написании изложения

Что важно для текста изложения?

В каждом абзаце должна быть законченная мысль. Чтобы проверить своё изложение (!) на логику, выпиши первые предложения каждого абзаца. Если они составляют связный текст, всё в порядке.

При первом прослушивании постарайся уловить 3 микротемы и заполнить блоки ключевыми словами по каждой из них в правильной последовательности. Оставляй место между строчками — оно заполнится после 2-го прочтения.

Пользуйся пиктограммами (условными обозначениями), понятными тебе символами. Максимально сокращай все длинные слова (но чтобы тебе было понятно).

Перед вторым прослушиванием успей выделить те места, где тебе непонятна записанная мысль (не успел до конца записать).

Второе прослушивание: уточняй (допиши) записанное. Вписывай в оставленные пробелы то, что не записал в первый раз.

Помни, что в изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с тебя снимут баллы по критерию сжатия.

Самопроверка

Перечитай текст и:

  • подумай, как ещё его можно сократить;
  • сделай окончательные исправления и дополнения;
  • проверь написание сложных слов по орфографическому словарю;
  • сосчитай количество слов;
  • перепиши сжатое изложение в чистовик, проверь написанное не менее двух раз.

Примеры сжатия по отдельным абзацам

Исходный текст

Сжатый текст

Андерсен умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. Пожалуй, неправильно называть это свойство умением. Гораздо вернее назвать его талантом, редкой способностью замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз.

Андерсен умел радоваться интересному. Это талант, редкая способность человека обращать внимание на всё.

Мы ходим по земле, но часто ли нам является в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть эту землю, рассмотреть все, что находится у нас под ногами? А если бы мы нагнулись или даже больше - легли бы на землю и начали рассматривать ее, то на каждой пяди мы бы нашли много любопытных вещей.

Мы часто не хотим замечать обыденное, хотя в нём есть много удивительного.

В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время, когда он начал писать свои первые прелестные сказки. С раннего детства его память была полна разных волшебных историй. Но юноша Андерсен долго считал себя кем угодно - певцом, танцором, декламатором, поэтом, сатириком и драматургом, но толь ко не сказочником. Несмотря на это, отдаленный голос сказки давно слышался то в одном, то в другом из его произведений как звук чуть затронутой, но тотчас же отпущенной струны.

В биографии Андерсена нелегко определить, когда он начал писать свои сказки. Его память была полна волшебных историй. Но юноша Андерсен долго считал себя кем угодно, но только не сказочником. Однако сказка жила в его произведениях.

Размер:
165.85 Kb
Скачали:
23

Метки к статье: русский язык, ОГЭ

<
Аватар пользователя
Марха

10.08.2023

К 9 классу очень важно освоить алгоритм написания сжатого изложения. На экзамене очень пригодится winked
Добавить комментарий