Из опыта работы учителя русского языка и литературы.
Итоговое сочинение-рассуждение на свободную тему присутствовало в школе раньше. Его задача - научиться формулировать свою позицию, давать оценку жизненным явлениям.
Хотя использование литературных произведений в сочинении обязательно, очень приветствуется и использование аргументов из других областей знания, личного опыта.
Любое высказывание должно быть кому-то адресовано. Иначе какой смысл что-то доказывать, если никто с нами не спорит? Суть работы состоит в дискуссии с воображаемым оппонентом. Давайте порассуждаем.
Итак, любая наша мысль об окружающем мире воплощается в слове. Мысль невозможна без него, потому что именно слово организует, закрепляет, образует в нашем мозгу определенное понятие (стол, мама, добро, радость и т.п.) познание мира происходит через слово. В. И. Даль, известный вам, как создатель "Толкового словаря живого великорусского языка", говорил: "Слово - исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить…"
Мыслей, свободных от языкового материала, не существует. Поэтому, если мы захотим узнать, как именно думает, как мыслит человек, по каким законам работает его мышление, надо начать с изучения законов языка, т.е. грамматики. Вы наверняка обратили внимание, что сочинение можете писать в научном или публицистическом стиле. Для научного стиля характерны точность (недопустимы искажения фактов), логичность изложения (выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на смысловые отрезки).
Логичность изложения подчеркнута средствами связи, указывающими на последовательность развития мысли (во-первых, во-вторых, в-третьих, значит, действительно, итак…), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме этого…) итоги, выводы (итак, таким образом, значит, в самом деле, подводя итог, следует сказать…).
Для публицистического стиля характерны четко выраженное авторское отношение к проблеме, образность, эмоциональность, оценочность.
Языковые черты публицистического стиля:
Вступление сочинения-рассуждения должно подводить читателя к раскрытию темы, которая, как правило, формулируется в виде вопроса или содержит цитату. Приступая к заданию, вы должны уже знать ответ на заданный вопрос. Этот вопрос может занимать различные позиции в тексте, однако он должен быть непосредственно связан с аргументами.
Если ответ на вопрос вы поместили в начале сочинения, далее должно идти обоснование того, что вы сказали. Если ответ находится в конце вашей работы, то он воспринимается как вывод из предшествующих рассуждений.
Кроме ответа на вопрос, необходимо привести примеры, иллюстрирующие ту проблему, которая находится в поле рассмотрения. Аргументация предполагает и цитирование, и привлечение примеров из произведений. Однако чрезмерное увлечение цитированием может негативно сказаться на работе: текст будет восприниматься тяжелее, у читающего может создаться впечатление, что вы недостаточно компетентны в этом вопросе и не можете предъявить своих аргументов. Аргументы должны быть четко связаны друг с другом.
Прежде чем приступать к работе над черновиком, для наглядности на отдельном листе составьте опору: запишите вопрос задания, ниже – ответ на него, (обратите внимание, насколько он адекватен вопросу). затем под ответом запишите и ниже выберите аргументы.
Чаще всего сочинение строится по следующей логике рассуждения:
Конечно, вы знаете, что каждый абзац начинается с красной строки, но в некоторых случаях можно производить объединение абзацев. Это зависит от рассуждения ученика. Можно перейти к прямой актуализации проблемы ("Для чего же мы учим в школе русский язык целых одиннадцать лет?!", "Сегодня, когда люди работают на компьютерах, снабженных очень умными и мощными спеллерами, невольно возникает вопрос: а нужно ли убивать время на то, чтобы думать, какую букву писать в слове "корова"?").
Происходит описание ситуации, которая воплощает проблему. Затем формулируется генеральный тезис: ("Я считаю, что…", "Трудно согласиться с мнением тех, кто утверждает, что…"). Два аргумента могут существовать как в одном абзаце, так и в разных. Это зависит от характера высказывания.
Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объема. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения - три.
Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках - энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент - литературное произведение, но не все, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
Аргументом может служить и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.
Следующим этапом является обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов, причем источником для аргументации должен стать языковой материал исходного текста ("Чтобы подтвердить __________ , достаточно обратиться к любому тексту. Вот, например, ________ ").
Во-первых, необходимо помнить о требованиях к примерам:
Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
Размышляя о том, как правильно писать сочинение-рассуждение, не стоит забывать про способ написания заключения. Здесь должны быть сделаны выводы и подведены итоги рассуждений. Вывод можно начать так:
Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.
Вывод должен быть:
В завершение, проверяя работу, еще раз прочитайте весь текст и посмотрите, насколько он логичен: достаточно ли аргументов, убедительны ли они. Используйте только проверенные факты.
Посмотрите на соотношение частей: нет ли дисбаланса, когда центральная часть меньше вступления. Если в тексте есть слова, в написании которых вы не уверены, лучше заменить их синонимами.
В сочинении-рассуждении, как правило, используется много вводных слов и выражений. Они должны выделяться запятыми. Неприятным недочетом в сочинении являются повторы. Они особенно заметны, если читать текст вслух. Проверьте себя, если сочинение вам задали на дом. В других случаях придется рассчитывать на внимательность.
Если соблюдать все рекомендации, успех не заставит себя ждать.