Конспект занятия «Журналистика в школе» 5-7 класс: Заметка маленькая, да удаленькая

Цель: познакомить с информационным жанром современной газетной журналистики «заметкой».

Задачи:

1. Познакомить с жанром газетной журналистики «заметкой»;

2. Учить написанию «заметки»;

3. Находить творческий подход к созданию журналистского текста.

Познавательные УУД

- самостоятельное выделение и формулирование темы занятия;

- выделение необходимой информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов выполнения самостоятельного задания;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов газетного жанра;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текста приведенного для примера; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Коммуникативные УУД

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

- формирование вербальных и невербальных способов коммуникации

- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Регулятивные УУД

- удерживать цель деятельности до получения ее результата

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной(неуспешной) деятельности

- оценивать результаты деятельности

Личностные УУД

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь 

Оборудование:

Компьютер и проектор для демонстрации информационной презентации.

Три стола для команд, 15 стульев, стол для проведения игры «Гурманы». 

Реквизит:

- 15 самолетиков из газеты;

- корзина;

- 3 карточки розового цвета;

- 12 карточек зеленого цвета;

- 6 пластиковых стаканов 500 мл.;

- 3 одноразовых вилок;

- 3 маски (шарфа);

 - соленый огурец, порезанный на кусочки, вода;

- скатерть;

- магниты 10 штук;

- листки тетрадные, чистые, в клеточку, двойные – 8 штук,

- ручки – 8 штук,

- корректор – 4 штуки, по одному на стол;

- карточки №1 – 4 штуки,

 - карточки №2 – 4 штуки. 

Дидактические материалы к учебному занятию:

Презентация «Заметка, или маленькая, да удаленькая».

Карточки с заданиями для команды.

Слайд презентации со словами – помощниками. 

Требования к организации и проведению занятия:

 Организационные требования: 

- самоподготовка педагога (изучение специальной  литературы);

- наличие проектора и доски для демонстрации презентации;     

- подготовка рабочих материалов (карточки, презентация) 

Дидактические требования:       

С помощью использования игровых моментов воспитываются нравственные качества по отношению к окружающим (позитивный настрой, умение радоваться обычному, доброжелательность, чувство коллектива). Знакомство с распространенным жанром журналистики прививает обучающимся литературно-художественный вкус и учит не бояться сочинительства,  обогащает словарный запас, развивает творческую фантазию.

Основные формы организации деятельности учащихся  на занятии:   

объяснение,  постановка задач, выполнение творческой работы, анализ полученных знаний и умений.                                                 

Методы обучения:  

По способу организации занятий:

- Словесные – рассказ педагога  (объяснение нового материала), обсуждение непонятных и сложных моментов.  

- Наглядные– презентация, карточки.    

- Практические – написание заметки.

По уровню деятельности детей:                                                                                                       

- Наглядно-образные – объяснение педагога сопровождается обязательным показом предмета объяснения (примеры: готовые заметки); 

 - Объяснительно – иллюстративные – объяснения основаны на словесном рассуждении   с показом.

- Репродуктивные – ребенок сам воспроизводит полученные умения и навыки по образцу.

 

Структура учебного занятия

 №

Вид учебно-творческой деятельности     

 

Время

(минут)

1

Организационный момент.  Получение эмоционального настроя. Подведение к теме занятия. Формулировка темы.

5

2

Основное содержание:

- новый материал

- высказывание предположения

- игра «Гурманы»

- работа по заданию

- демонстрация готового продукта (чтение заметок, написанных четырьмя группами)

- выводы и предположения по корректировке текста

 20

3

- подведение итогов занятия (рефлексия содержания учебного материала, практической работы)

5

 

Развёрнутый план занятия

1. Вступление.

Задача: настроить воспитанников на творческую деятельность.  Раскрытие и формулирование темы.

Содержание: пускание самолетиков, чтение стихотворения с подсказками.

Оборудование: самолетики из газеты, корзина, презентация.

2. Основная часть.

Задача: познакомиться с понятием «Заметка»;  сформулировать отличие краткой и расширенной заметки, научиться писать заметку.

Содержание: 

1. Новый материал: Заметка – основной информационный жанр современной газетной журналистики. Заметка может рассказывать о. Опорный факт. Основные черты заметки. В заметке обязательно должны присутствовать. Заметка может быть краткой и расширенной. Примеры краткой и расширенной заметки. Найти и сформулировать отличие краткой и расширенной заметки.

2. Сюрпризный момент: проведение игры – розыгрыша «Гурманы».

3. Практическая работа: написание заметки.

4. Демонстрация готового продукта: чтение заметок, выводы и предположения по корректировке текста, вывешивание работ учеников на доску.

3. Рефлексия.

Задача: подведение итогов занятия, рефлексия содержания учебного материала, практической работы(ответь на вопрос одним словом или словосочетанием)

 

Ход занятия

1. Вступление.

Слайд 1- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались в импровизационной редакции школьной газеты. Вы все станете на время юными корреспондентами, а я стану вашим главным редактором!

И я не буду много говорить, а вас прошу, скорей, ловить!

Учитель запускает в класс самолеты из газетных листов.

- Самолетики мои ловите, и из чего они, скорее посмотрите.

- Из чего я смастерила мои самолетики?

(ответы учеников) Из газет!

- Правильно! А что напечатано в этих газетах?

(ответы учеников) Тексты, заголовки, фотографии.

- Правильно! Но тексты эти не простые, а газетные: информация или новости, статьи, репортажи, отчеты, обозрения, и…заметки.

Слайд 2 (со стихотворением).

- Чтение стихотворения:

Заметка – новость новенькая,

Серьёзная или весёленькая.

Не вяленькая, а …(удаленькая)

Слов в ней не много, а значит …(маленькая)

Предложите,  какая тема у нашего сегодняшнего занятия?

После ответов детей.

Слайд 3 -  на экране появляется тема: Заметка маленькая, да удаленькая.

- Вот о заметке мы сегодня с вами и поговорим, найдем сюжет, прямо здесь в классе и научимся её писать.

2. Основная часть.

1.- А начнем мы с информации. Что же такое заметка?

Слайд 4 - Заметка (30 – 100 слов) – основной информационный жанр современной газетной журналистики. Это небольшой рассказ (статья, краткое сообщение в печати) журналиста об одном факте, схваченном, как говорят, на лету.

Заметка может рассказывать о положительном или отрицательном опыте, выражать чье – то мнение, чьи – то чувства.

Слайд 5 - Факт (произошедшее событие) (обычно один, лежащий в основе материала), сопровождается некоторыми подробностями: кто был организатором события, что послужило причиной, как всё прошло, каковы последствия, а также содержать комментарии специалистов, очевидцев и участников события.

(не для презентации)Заметку пишут тогда, когда нет веского повода делать интервью или расписывать событие в действии. Поводом для её написания служат либо злободневность, либо новизна, либо яркость или редкость факта.

Основные черты заметки: оперативность (по горячим следам), актуальность, краткость, ясность изложения, точность и документальная подлинность сообщаемой информации.

Слайд 6 - Заметка может быть краткой и расширенной.

Слайды  с примером заметок: краткой и расширенной.

Слайд 7 - Краткая заметка: «Посвящение в старшеклассники, или выпускники этого года могут гордиться своими приемниками.

Вчера, 24 октября, в нашей школе состоялось Посвящение в старшеклассники – так называется праздник, подготовленный специально для десятых классов. Организаторами  праздника стали классный руководитель 10 класса и родительский комитет класса. Праздник прошел торжественно, но при этом весело и интересно. Выпускники этого года могут гордиться своими приемниками: умными, весёлыми, умеющими отстоять честь школы ребятами»

Слайд 8 - Расширенная заметка: «Посвящение в старшеклассники, или выпускники этого года могут гордиться своими приемниками.

Вчера, 24 октября, в нашей школе состоялось посвящение в старшеклассники – так называется праздник, подготовленный специально для десятых классов. Организаторами  праздника стали классный руководитель 10 класса и родительский комитет класса. Праздник прошел торжественно, но при этом весело и интересно. Изюминкой вечера стала клятва 10 класса, которую ребята исполнили в жанре мюзикл, в котором использовались песни – переделки, как современных авторов, так и классиков. На празднике ученики  коснулись всех волнующей темы ЕГЭ, показав сценку «Битва с драконом».  В  ней юные режиссёры 10 - классники Саша Иванов и Ксения Федорова, постарались показать, что «не так страшен дракон, как его малюют». Родители ребят тоже не остались в стороне. Исполненный ими танец «Флеш - моб» привёл всех в восторг. Выпускники этого года могут гордиться своими приемниками: умными, весёлыми, умеющими отстоять честь школы ребятами»

- Ребята, предположите, чем отличается краткая заметка от заметки расширенной?

Предположения учеников: ………………………………………………………………

Слайд 9 - (с инструкцией по написанию заметки) и пояснение:

В заметке обязательно должны присутствовать:

1. Заголовок.                                                                               

2. Точная дата произошедшего события.

3. Место события

4. Описание конкретного события (участники события, важный, полезный факт, которому дается оценка, автор выражает своё мнение).

Если краткую заметку дополнить сведениями и сюжетами, она превращается в расширенную. Сообщается не один, а два – три связанных между собой факта, объединенных одной темой: кто был организатором события; что послужило причиной; как всё прошло; каковы последствия.

Расширенную заметку можно дополнить красивыми выражениями, эпитетами, словосочетаниями, крылатыми словами, афоризмами и т.п.

- Итак, подведем итог!

С информацией о заметке вы познакомились, а вот сюжет, я предлагаю найти нам прямо сейчас, не выходя из нашей редакции.

2. - У вас на столах, ребята, лежат цветные карточки без надписей, розового и зелёного цвета. Я прошу каждого взять по одной карточке. Итак, тот, кто стал обладателем розовых (3 штуки) карточек, я приглашаю встать и пройти вот к этому столу (участники игры стоят, лицом к зрителям)

На столе расставлены 3 стакана с нарезанными кусочками огурцов, 3 вилки, 3маски  (шарфы) – всё это накрыто скатертью. Рядом в коробочке, стоят 3 стакана с небольшим количеством воды.

 Учитель предлагает ребятам надеть маски (завязать глаза шарфами). И объясняет условия игры «Гурманы».

- Сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Гурманы».  Ваша задача, с закрытыми глазами съесть все огурчики, кто быстро и аккуратно это сделает, тот и победит. А что мы будем делать дальше, я объясню вам после игры.

Когда игрокам завязывают глаза и вручают по вилке, стаканы с огурцами быстро убирают, а вместо них ставят стаканы с водой. Игра плавно перерастает в розыгрыш.

После проведения розыгрыша.

- Я благодарю всех игроков и прошу занять вас четвертый стол. Из очевидцев, вы превратились в участников события. И я надеюсь, все получили заряд хорошего настроения!

- Теперь у вас, юные корреспонденты, появилась хорошая возможность написать интересную заметку. Причем три группы ребят напишут свои заметки, как зрители розыгрыша «Гурманы».

А четвертая группа ребят, как участники розыгрыша.

- Итак, у вас на столах вы видите два вида карточек:  инструкция по написанию заметки и примеры краткой и расширенной заметки.

- Обратите внимание, на слайде помещены слова -   помощники, которые  вы можете использовать при написании своей заметки. 

Слайд 10 - «Слова для экрана»: занятие, редакция, школьная газета, заметка, удивительный, смешной, юмор, веселый, розыгрыш, чувство, увидел, понял, смеялся, радость, забавный, первый, последний, неожиданный, смелый, повезло,ситуация, момент, понравилось, разочарование, научился, понял, спасибо, эмоции, чувствую, попробую, ещё ни раз.

- Работаете вы ребята на чистых листах. На всю работу я даю вам 5 минут.

- Ребята до окончания задания осталась 1 минута.

- Кто закончил свою работу? Кому нужна дополнительная минута?

- Моя обязанность, как редактора прочесть ваши заметки, подкорректировать и выбрать лучшие для публикации, но для этого мне нужна ваша помощь:

я предлагаю группам по-очереди зачитать свои заметки, а ребятам из других групп  высказать свое мнение и предложения как улучшить заметку, сделать ее более интересной или оставить как есть.

Чтение заметок (выступление представителя от каждой группы).

Наводящие вопросы (если дети испытывают затруднения):

- Вашу заметку интересно читать?

- Что бы вы добавили в начале текста?

- Какое бы вы сделали окончание текста?

- Понравился ли вам заголовок?

- Заметки вывешиваются на доску.

3. Рефлексия.

Слайд 11 - «Заключительная рефлексия». На слайде два вопроса:

1. Для меня стало открытием, что…

2. Мне было интересно, потому что…

- Юные корреспонденты, я предлагаю вам ответить на мои заключительные вопросы, от каждого по одному слову или словосочетанию.

Ответы детей…………………………………………………………………………………..

- Спасибо всем, я считаю, наша редакция поработала очень продуктивно! Всего вам доброго!

Размер:
1.43 Mb
Скачали:
120