Язык включен в сложный процесс познания мира человеком, в информационно-когнитивную систему, в которой взаимодействуют мышление, сознание, память и язык.
Современная образовательная система наряду с обучением школьников основам разнообразных знаний в соответствии со школьной программой выполняет дополнительную функцию развития у них памяти, мышления, речи, воображения, которые являются важнейшими компонентами любой человеческой деятельности.
Занятия кружка посвящены развитию когнитивных процессов; выбор тематики кружка обусловлен недостаточной сформированностью образного мышления учащихся и невозможностью постоянно и целенаправленно проводить данную работу на уроках русского языка. В какой-то степени художественное речетворчество реализуется в написании учащимися сочинений и изложений, но системно (на специальных занятиях) оно может быть представлено в настоящее время именно в кружковой работе.
Цель занятий – развитие когнитивных процессов (восприятия, мышления, памяти, речи) в ходе учебно-познавательной деятельности школьников.
Основными задачами кружка являются:
Работа кружка предусматривает использование методических приемов, направленных на развитие и совершенствование творческих способностей учащихся (речетворческие тренинги, творческие лаборатории, исследовательская работа, мозговой штурм и др.). Формы контроля за достижениями учащихся: тесты, презентации, сочинения (эссе), комплексный анализ текста, защита выполненного задания, практикумы, круглые столы.
Многообразие значений слова. Словари разных типов.
Ассоциативные связи между словами. Цепочки слов по ассоциациям. Словосочетания и предложения, построенные на их основе.
Анализ художественного текста. Авторские ассоциации в тексте. Специальные лексические и синтаксические изобразительно-выразительные средства языка (тропы и фигуры речи). Роль средств языковой выразительности в тексте.
Словесное рисование. Передача зрительных и слуховых впечатлений.
Специфика образной речи, стилистических ресурсов языка, жанровых особенностей текста. Создание собственного текста на основе авторского образного средства.
План. Преобразование простого плана в сложный. Замысел текста, озаглавливание текста, выделение ключевых слов и микротем.
Творческая работа учащихся. Образное воспроизведение жизненных явлений и фактов.
Совершенствование собственного текста. Рецензирование творческих работ учителем. Исправление и предупреждение ошибок.
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
1 |
Многообразие значений слова. Обогащение активного и пассивного словарного запаса учащихся. |
1 |
Тестирование (проверка объема языковых единиц). Наблюдение над языковым материалом |
2 |
Работа со словарями разных типов, справочной литературой. |
1 |
Практикум |
3 |
Ассоциативные связи между словами. Составление цепочек слов по ассоциации, построение на их основе словосочетаний и предложений. |
1 |
Речетворческий тренинг. «Мозговой штурм» |
4 |
Анализ художественного текста. Выявление авторских ассоциаций в тексте. |
2 |
Комплексный анализ текста. Исследовательская работа |
5 |
Специальные лексические и синтаксические изобразительно- выразительные средства языка (тропы и фигуры речи). Роль средств языковой выразительности в тексте. |
2 |
Сбор и оформление полученной информации. Презентация «Выразительные средства языка». |
6 |
Словесное рисование. Передача зрительных и слуховых впечатлений. |
1 |
Речетворческий тренинг |
7 |
Расширение номенклатуры речеведческих понятий за счет сведений о специфике образной речи, стилистических ресурсов языка, жанровых особенностей текста. |
2 |
Круглый стол «Специфика образной речи, стилистических ресурсов языка, жанровых особенностей текста» |
8 |
Восстановление деформированного авторского текста. Создание собственного текста на основе авторского образного средства. |
2 |
Речетворческий тренинг. Эссе «Слово – одежда мысли» |
9
|
План. Преобразование простого плана в сложный. Замысел текста, озаглавливание текста, выделение ключевых слов и микротем. |
1 |
Практикум. Защита выполненного задания |
10 |
Творческие работы учащихся. Образное воспроизведение жизненных явлений и фактов. |
2 |
Творческая лаборатория «Я – автор». Самопрезентация: подача образа «Я» и развитие «Я» - концепции |
11 |
Совершенствование собственного текста. Рецензирование творческих работ учителем. Исправление и предупреждение ошибок. |
2 |
Практикум |
Приложения
Предлагаемые речетворческие тренинги строятся на словах, художественных текстах, произведениях живописи и музыкальных произведениях и соотносятся с пережитым, близким, а значит, понятным школьникам.
Материал отбирался с учетом его способности стимулировать художественное речетворчество учащихся.
Тренинг «Ассоциативные шаги»
Учащиеся должны установить между двумя отдаленными понятиями ассоциативный переход длиной в несколько шагов. Например, между словами КРИК и РЯБИНА учениками устанавливаются ассоциативные цепочки: крик – боль, боль – одиночество, одиночество – горечь, горечь – рябина. ВЕТЕР и КНИГА: ветер – осень, осень – лист, лист – стол, стол – книга.
ГРУСТЬ и ДОЖДЬ: грусть – слёзы, слёзы – капли, капли – дождь.
Тренинг «Бином фантазии»
Ребята учатся по не связанным между собой словам создавать текст.
Создайте свой текст, используя ассоциативный ряд:
Лето – солнце, цветы, радость.
Составить рассказ «На реке», используя на выбор слова из диктанта:
лежишь, всматриваешься, рассмеёшься, плаваешь, прощаешься, возвращаешься.
Тренинг «Создание контекста по образному средству»
Школьники должны научиться вводить образное средство, использованное мастером слова, в собственный текст, например: «слезливое утро» (А. Чехов); «немой покой» (И. Бунин); «умильная прелесть» (Ф. Тютчев), «любопытное солнце» (А. Блок); «лимонный свет луны», «кудрявый сумрак» (С. Есенин).
Тренинг «Художник»
Следующие задания связаны с умением вербально передавать зрительные впечатления.
Я и художник
- Опишите картину.
- Назовите картину. Сравните свое название с авторским.
- В какое состояние приводит вас увиденное? Обратите особое внимание на детали. Какова их роль?
Я – художник
- Нарисуйте (словесно) пейзаж, портрет, натюрморт.
- Подобрать к существительным определения:
Кланяются … колокольчики, вьётся …горошек, и белеют …ромашки. Ползают по былинкам …жучки, порхают …бабочки. Деловито звенит …пчёлка, с цветка на цветок перелетают …шмели. Мёдом пахнет …клевер.
Тренинг «Композитор»
Задания направлены на установление связей между звуковыми, музыкальными образами, на закрепление умения выразить словами свои впечатления от звучащей музыки.
Я и композитор
- Прослушайте музыкальное произведение. Какие мысли и чувства оно у вас вызвало? Опишите свое состояние.
Я – композитор
- Напишите (словесно) музыку к тексту.
«Листья налились, отяжелели и потекли. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щёлкнет, и сорвётся лист, а за ним и другой летит. Синицы на ветке завозятся, сразу брызнут листья по сторонам. Закружится пёстрый смерч из листьев, когда вдруг налетит сильный ветер.» (Н.Сладков)
Тест
Проверка объема языковых единиц (лингвистического тезауруса)
Ставится задача перечислить значения многозначных слов, например таких, как идти (имеющего в словаре 26 значений), принять (18 значений), прямой (11 значений), работа (7 значений), путь (6 значений).
Такой тест позволит определить уровень языкового чутья, степень умения не только извлекать из памяти известные значения, но и «конструировать» их путем постановки заданного слова в соответствующий контекст.
«Мозговой штурм»
Задание №1
Даны слова: сок, кора, море.
Из каждого слова составьте цепочку слов (8 – 10). Делайте это следующим образом: заменяйте в каждом последующем слове, начиная с первого, гласный или согласный звук.
Например: лом – дом – ком – кол – гол ; код – род – ром – Рим – рис.
Задание №2
Запишите слова, смысл которых меняется от замены одной гласной или согласной буквы. Например: конВерт – конЦерт.
Тревога - ; село - ; машина - ; довод - ;топор - ; белка - .
Задание №3
Заменить исконно русским словами:
Архитектор – (зодчий)
Реставрация – (восстановление)
Легитимный – (законный)
Имитация – (подражание)
Доминировать – (преобладать)
Задание №4
Найти лишнее слово:
Слепой, ослепить, ослепнуть, слепок.
Гора, гористый, горе, горный.
Задание №5
Подобрать к прилагательным синонимы:
Свежая газета – … Острое зрение - …
Свежий воздух – … Острый нос - …
Слабые удары – … Грубая ошибка – …
Слабые знания – … Грубый ответ – …
Задание №6
О ком мы так говорим? Подобрать синонимы.
Тяжелый на подъем –
На руку нечист –
Мухи не обидит –
Подает надежды –
Задание №7
Задумано 1 слово:
Какое слово задумано?
Спорт – апорт – спирт – порт – сорт – спор – сор .
Задание № 8
Составь слово из морфем:
- от прилагательного школьный возьми корень,
- от существительного парусник - суффикс,
- от глагола учили - окончание.
Какое получилось слово?
- от глагола сказать возьми корень,
- от существительного расписание - приставку,
- от существительного грузчик - суффикс.
Какое получилось слово?
Задание №9
Объяснить фразеологизмы:
Лебединая песня –
Кануть в Лету –
Посыпать голову пеплом –
Козел отпущения –
Таскать каштаны из огня –
Задание №10
Объяснить лексическое значение слов:
Эффектный – эффективный
Факт – фактор
Информативный – информационный
Задание № 11. Дописать названия животных.
Корова + бык =
Лошадь + жеребец =
Утка + ? = утенок
? + гусь = гусенок
овца + ? = ягненок.
Задание № 12. Спиши предложения, выдели те, в которых два главных члена.
Осень пришла. Какая красота! Янтарем загорелась листва. Притих лес. Оглянись вокруг.
Задание № 13. Указать, чем выражено сказуемое.
Гроза уходила.
Птицы – наши друзья.
Этот край очень красив!
Комплексный анализ текста
Я около Кольцова. О. Мандельштам
Выполните комплексный анализ текста, опираясь на следующие вопросы.