Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений С. И. Львовой (М., Мнемозина, 2006г.), в соответствии с примерной рабочей программой по русскому языку и требованиями государственного образовательного стандарта по русскому языку. 175 часов (5 часов в неделю)
В программу вошли:
- пояснительная записка;
- календарно-тематическое планирование (тема, знания, умения, формы контроля)
Особенности программы:
коммуникативная направленность, реализуемая через текстоориентированное обучение;
развитие четырех видов речевой деятельности (чтение, говорение, слушание, письмо) во взаимодействии;
усиленное внимание к семантической стороне;
реализация внутри- и межпредметных связей;
усиление культуроведческого аспекта в преподавании.
Идеи программы реализуются в учебно-методическом комплекте под редакцией С.И. Львовой. Его отличительные особенности - ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами (литературой, историей, иностранным языком, естествознанием, математикой), использование метода прогнозирования и целеполагания при подаче нового материала по учебной статье.
Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций определил и характер предъявления грамматического материала. В основу курса положен триединый подход к языковому явлению:
- анализ значения;
- анализ формы;
- анализ функции.
Реализуя практическую направленность курса, программа предусматривает не только классификационную и описательную характеристику систем языка, но и указание на особенности употребления в письменной и устной речи различных языковых единиц. Так реализуется принцип коммуникативной направленности.
Большое внимание в программе уделяется формированию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.
Решению задачи по формированию навыков выразительной речи, воспитания любви к родному языку, интереса к его изучению способствует систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции языка, знакомство с его изобразительными возможностями.
Еще одна отличительная особенность курса – внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которое раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко – культурными традициями русского народа, отраженными в слове.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы, но являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися.
Система упражнений, включающая в свой состав задания повышенной трудности, лингвистический анализ художественного текста, игровые задания обеспечивают совершенствование ведущих умений и навыков в области родного языка и дают возможность учителю организовать индивидуальную работу с учащимися. Система заданий, требующих обращения к дополнительной литературе по предмету рассчитана на совершенствование навыка самостоятельной работы. Дополнительные справочные материалы, входящие в состав УМК, должны способствовать овладению школьниками наиболее эффективными и рациональными способами действий при решении любой учебной задачи.
Культуроведческий аспект в обучении родному языка проявляется в широком использовании сведений по истории языка, информации о русских ученых – лингвистов, материалов по этимологии.
Программа в целом основана на главных принципах:
– принцип приоритета речи: программа уделяет внимание повседневной речи школьников и их окружения, а не только художественным произведениям мастеров слова, последовательно соотносимых со всем лексическим и грамматическим материалом для изучения; приоритет речи приводит к отказу от орфографоцентризма, приводит к пониманию орфографии как дисциплины, необходимость которой возникает при создании письменного текста; без ущерба для грамотности школьников задачи овладения правописанием решаются в ходе работы над задачами порождения текстов, а также экспериментов с ними;
– принцип интегрального подхода к языковым фактам (в противоположность принципу поуровневого изучения языковых единиц, положенному в основу всех школьных курсов); языковые факты интегрируются на основе смыслового единства, решения однородных смысловых задач;
– принцип поиска и эксперимента как организующего начала работы ученика в противоположность принципу усвоения готовых знаний (правил и схем разбора), при этом ребенку предлагаются роли пользователя языка и его исследователя; постепенно привлекается к работе и тренируется его языковая и речевая рефлексия;
– принцип единства обучения словесности, предполагающий максимальное сближение понятийного аппарата в области языка и литературы (жанр, персонаж, вещный мир, сюжет как цепь событий).
В качестве измерителей уровня усвоения программы используется следующие формы:
- диктанты с грамматическими заданиями;
- словарные диктанты;
- свободный диктант;
- творческие работы (сжатые и подробные изложения, сочинения, сочинения – миниатюры);
- работы по анализу текста;
- тестовые задания.
традиционных видов работы по развитию речи (выразительно прочитать текст, озаглавить его, определить основную мысль, а также сочинений и изложений), предлагаются следующие:
- работа с разными видами словарей (толковым, орфоэпическим, синонимов, эпитетов, словообразовательным)
- редактирование текста
- текстоведческий анализ текста. (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений.)
Учебная литература.
1. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 3-х частях. М.: Мнемозина, 2006.
Скачать полную версию