Рабочая программа по русскому языку составлена на 136 часов (4 часа в неделю) по «Программе общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы». Автор-составитель программы С. И. Львова. (М. Мнемозина, 2006г.), в соответствии с примерной рабочей программой по русскому языку и требованиями государственного образовательного стандарта по русскому языку.
В программу вошли разделы:
Пояснительная записка
Требования к уровню подготовки учащихся
Календарно – тематическое планирование
Литература по курсу
Изменения в распределении часов
Программа С. И. Львовой рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). В 8 Б классе по учебному плану школы 4 часа в неделю. Поэтому возникла необходимость создания авторизованной программы, рассчитанной на 136 часов в год. В модифицированной программе добавлено 34 часа: 23 часа на изучение теоретического материала, 4 - на контрольные работы и проверочные тесты, 7 – для проведения уроков развития речи (сочинений, изложений, комплексного анализа текста).
Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы в процессе усвоения учащимися системы лингвистических знаний, умений и навыков обеспечить интенсивное развитие речемыслительных и интеллектуальных способностей школьников, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности. В связи с этим программа С. И. Львовой ориентирована на единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов теории речевого общения и формирования коммуникативных умений и навыков.
Идеи программы реализуются в учебно-методическом комплекте под редакцией С.И. Львовой. Его отличительные особенности - ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами (литературой, историей, иностранным языком, естествознанием, математикой), использование метода прогнозирования и целеполагания при подаче нового материала по учебной статье.
Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций определил и характер предъявления грамматического материала. В основу курса положен триединый подход к языковому явлению:
Реализуя практическую направленность курса, программа предусматривает не только классификационную и описательную характеристику систем языка, но и указание на особенности употребления в письменной и устной речи различных языковых единиц. Так реализуется принцип коммуникативной направленности.
Большое внимание в программе уделяется формированию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.
Решению задачи по формированию навыков выразительной речи, воспитания любви к родному языку, интереса к его изучению способствует систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции языка, знакомство с его изобразительными возможностями.
Еще одна отличительная особенность курса – внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которое раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко – культурными традициями русского народа, отраженными в слове.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы, но являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися.
Система упражнений, включающая в свой состав задания повышенной трудности, лингвистический анализ художественного текста, игровые задания обеспечивают совершенствование ведущих умений и навыков в области родного языка и дают возможность учителю организовать индивидуальную работу с учащимися. Система заданий, требующих обращения к дополнительной литературе по предмету рассчитана на совершенствование навыка самостоятельной работы. Дополнительные справочные материалы, входящие в состав УМК, должны способствовать овладению школьниками наиболее эффективными и рациональными способами действий при решении любой учебной задачи.
Культуроведческий аспект в обучении родному языка проявляется в широком использовании сведений по истории языка, информации о русских ученых – лингвистов, материалов по этимологии.
Программа в целом основана на главных принципах:
В качестве измерителей уровня усвоения программы используется следующие формы:
традиционных видов работы по развитию речи (выразительно прочитать текст, озаглавить его, определить основную мысль, а также сочинений и изложений), предлагаются следующие:
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 8 класса
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников. Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.