Зачем надо уметь писать изложения?

Написать изложение да еще высказать свои мысли, сделать выводы на основе прочитанного – дело не только творческое, но и очень сложное, требующее постоянной тренировки.

Работая над изложениями, запоминая речь людей, великолепно владеющих русским языком, ученики научатся отбирать слова, строить предложения, правильно их произносить и писать.

В процессе изложения текста ученик постоянно обращается к своему словарному запасу, который активно пополняется новыми словами и понятиями, а также происходит эмоциональное восприятие и обогащение речи. Изложения учат воспринимать речь на слух. Они обучают слушанию как деятельности, что и актуально сегодня.

Изложения учат запоминать. Учеными доказано: если текст специально не заучивать, он удерживается в памяти примерно десять секунд. Что же делать, если информация « стирается» так быстро? Чтобы содержание текста запомнилось и стало понятным, текст нужно проанализировать.

Изложения активизируют мыслительную деятельность, развивают логику, память, творческие способности и, конечно, речь. А развитая речь – это основа уверенности и успеха.

Этапы подготовки к изложению:

  1. Прочитайте текст.
  2. Выясните значение непонятных слов (воспользуйтесь толковым словарем).
  3. Запомните основные факты, их последовательность.
  4. Подумайте, о чем идет речь в тексте, какова его тема.
  5. Определите основную мысль текста. Найдите ключевые слова.
  6. Определите тип речи.
  7. Разделите текст на части, озаглавьте каждую часть (составьте план).
  8. Как автор использует художественно-изобразительные средства.
  9. Прочитайте текст.
  10. Изложите его содержание.

После каждого текста дается творческое задание. При его выполнении необходимо высказать свое суждение. Для этого требуются не только речевые умения, но и оценочные. Оценочное высказывание представляет собой текст-рассуждение научного стиля.

Для составления такого текста воспользуйтесь следующей памяткой:

  1. Кратко назовите то, что вы будете доказывать, т.е. сформулируйте тезис.
  2. Подберите необходимые доказательства. Их можно построить, используя следующие слова-помощники: я думаю, на мой взгляд, по-моему, мне кажется, во-первых, во-вторых, кроме того, а главное.
  3. Сформулируйте вывод – еще раз повторите то, что хотели доказать. Используйте следующие слова-помощники: значит, поэтому, вот почему, итак, таким образом.

Тексты, которые можно использовать на уроках или в качестве домашнего задания в 5 классе.

Раздел: Культура: язык и общение.

Задание

Ответьте на вопрос: «Какие особенности русского языка и какие особенности речи людей затрудняют понимание русского языка роботами?»
Человек может услышать какую угодно речь – русскую, английскую, испанскую… Однако смысл сказанного будет ему ясен лишь в том случае, если он знает язык, на котором говорят, понимает каждое слово. Так и с роботом.

Чтобы выполнять приказы человека, он должен различать слова разговорной речи. А это довольно трудно. Во-первых, люди зачастую нечетко выражают свои мысли. В их речи то и дело встречаются всякие «так сказать», « вообще говоря», «ага»… Словесный «сор» мешает роботу определить, какие слова самые главные, ключевые для понимания смысла фразы.

Во-вторых, некоторые слова, например КОСА, ЛУК, могут иметь несколько значений: ЖЕНСКАЯ КОСА и РЕЧНАЯ КОСА, ЛУК ОГОРОДНЫЙ и ЛУК ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ. И робот должен сообразить, о чем именно идет речь в данном случае.

В-третьих, мы ухитряемся произносить слова так, что наша речь сливается в непрерывный поток звуков. Как роботу узнать, где кончается одно слово и начинается другое? (139 слов)

Мастерство баснописца. Все любят Крылова.

Всякая басня – иносказание. Говорится в ней о животных, но все понимают,что каждая басня – это рассказ о людях. Басня – небольшое произведение. Нужен особый выразительный язык, чтобы передать точность характеристик. И такой язык создал Иван Андреевич Крылов. Простота и ясность языка – вот основа его мастерства.

Крылов – мастер находить в словах самые разнообразные оттенки. Уменьшительно-ласкательные суффиксы, например, встречаются в басне «Кукушка и Петух». Они передают фальшь неумеренного захваливания и лести.

Одно из важных средств художественной выразительности басен – глаголы. Автор выбирает их из устной речи. В баснях Крылова обилие пословиц, которые до того мало проникали в литературную речь. Смысловая точность и живописность языка – отличительные черты басен Крылова.

Задания:

1. Определить стиль и тип речи текста. Докажите свою точку зрения.
2. Составьте план текста.
3. Письменно ответьте на вопрос: «В чем, по-вашему мнению, заключается мастерство баснописца?»

Ответы:

1. Стиль речи – научный, потому что в нем сообщаются точные сведения о писателе, а также используются термины(басня, иносказание, суффикс, глагол, пословица). Текст неэмоционален.

Тип речи – рассуждение. В нем есть тезис, который автор доказывает, рассуждая о мастерстве Крылова.

2. План.
1) Все любят Крылова.
2) Жанр басни.
3) Основа мастерства баснописца.
4) Средства художественной выразительности.
5) Отличительные черты басен Крыылова.
3. Мастерство И. А. Крылова состоит в том, что он использует в баснях иносказания, пословицы и поговорки. Язык его произведений точен и выразителен. Собрание басен Крылова можно назвать книгой мудрости.

Раздел: Мир вокруг нас: транспорт и инфраструктура.

Машина.
Машин Дима знает много: «газоны», «пазы», «Зилы»… Однако то, что он видит сейчас, даже не автомобиль, а чудо.

Кузов «Москвича» пылает. Огромные глазища-фары не сводят с Димы стеклянного взгляда. Маленькие глазки-подфарники следят за каждым его движением, а сверкающая часть радиатора и бампера скалит огромные торчащие клыки.

Дима медленно обходит машину вокруг и снова останавливается перед радиатором. От нее нельзя оторвать глаз.Даже сквозь пыль видно, какая она гладенькая – рука скользит по кузову. Как по маслу… А в бампер и колпаки на колесах можно смотреться, как в зеркало. Вместо лица там видна смешная рожица. (По Н. Дубову)

Задания:

1. Определите тип речи большей части текста. Приведите доказательства.
2. Составьте план текста.
3. Напишите подробное изложение и письменно докажите, что текст написан в художественном стиле.

Ответы:

1. Большая часть отрывка – описание предмета (машины), так как в предложениях называется предмет или его детали и показываются признаки.

2. План.
1) Машины.
2) Чудо.
а) Как живая!
б) Глаз не оторвать!

3. Рассказ Н. Дубова «Машина» - текст художественного стиля.
Во-первых, автор решает задачу – рисует машину так, что помогает увидеть ее, а не просто узнать о ней.
Во-вторых, для описания машины автор использует слова в переносном значении: пылает, скалит клыки.

В-третьих, в тексте есть слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (глазки) и увеличительными суффиксами (глазищи).
В-четвертых, все, что показывает автор, мы видим глазами мальчика – он видит у нее клыки, пасть, глазки, глазищи; глядя в бампер, видит свою смешную рожицу. Из всего сказанного можно сделать вывод, что этот текст написан в художественом стиле.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: русский язык, 5 класс