Цель урока:
Федор Павлович Решетников родился 28 июля 1906 года в небольшом украинском селе. Рано потерял родителей, в три года остался с братом, который был художником – ходил по деревням и расписывал церкви, Федя помогал брату растирать краски, мыл кисти и тайком от всех пробовал рисовать.
В годы гражданской войны уходит из семьи, чтобы не быть в тягость, берет с собой кисти, узелок с красками, сухари. Всюду, где только мог он искал работу: был плотником, маляром, шахтером. Но каждую свободную минуту рисовал.
После войны появилась возможность учиться. Решетников поступает в Московский Художественный институт. Всю свою жизнь он посвятил искусству. Народный художник СССР, академик, лауреат Государственных премий СССР. Им написано много полотен. Большинство произведений посвящено детям. Художник нас знакомит со своими героями, со многими из них почти всегда хочется подружиться.
Как не взять себе в друзья? А как не полюбить? А может быть, в некоторых героях вы узнаете своих друзей или самих себя. Хотя произведения этого художника различны по тематике, их объединяет одно: любовь к Отечеству, любовь к людям.
Вернисаж - 1. Торжественное открытие художественной выставки (обычно с приглашением почетных гостей). 2. Выставка-продажа художественных изделий. [фр. vernissage - вернисаж, день открытия выставки; день перед официальным открытием выставки].
Композиция – 1. Строение, соотношение и взаимное расположение частей. 2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу.
Колорит - 1. Отпечаток чего-нибудь, совокупность особенностей (времени, местности, характера). 2. Соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета.
Передний план изображает главное, то, о чем хочет рассказать художник.
Задний план создает фон картины, это как бы дополняющая часть.
Композиция картины "Опять двойка!" Ф. П. Решетниковым продумана глубоко. Каждый герой хорошо виден. Неяркий колорит картины соответствует будничному событию, изображенному художником. Такое бывает почти в каждой семье, где есть нерадивые дети. "Плохо приходить домой с двойкой" - вот основная мысль картины "Опять двойка!"
Автор задумал написать картину о школе. Он вспомнил, как его дочь однажды пришла из школы с опущенной головой. Каждый раз, когда она получала "5", она с гордостью оповещала об этом поднятой рукой с растопыренными пальцами. А сегодня "2"!
Очень неприятная для всей семьи отметка! Вот в картине и показано, как относятся к этому дома. Правда, чаще такое случается с мальчишками.
- Оценка "2" - это случайность?
Двойка – не случайность, она результат расхлябанности, неорганизованности. Прокатался на коньках, забыл про уроки – и вот теперь приходится держать ответ за свою беспечность, краснеть перед родными, выслушивать упреки. Особенно стыдно перед родителями, которым давал обещание хорошо учиться.
Вопросы для беседы
- Что вы видите на картине?
- Что можно сказать о главном герое? О его выражении лица, позы?
- О чем говорит его "бывалый" портфель?
- Как относятся к его появлению с "2" домашние: мать, сестра, братишка?
- А кто встретил его с радостью?
Главный герой
Школьник, примерно 9 лет, круглое румяное лицо, красные оттопыренные уши, торчащие хохолком волосы, зимнее пальто, школьная форма, глаза опущены, вот-вот расплачется.
Комната
Будничный день, чисто, уютно, белая скатерть, большой бордовый ковер, кресло, большая географическая карта полушарий, цветы на окне.
Портфель
Старый, потрепанный, весь в трещинах, служил мячом и санками, перевязан бечевкой, блестящие коньки – причина двойки.
Мама, сестра, брат
Добрая, заботливая женщина, сидит на стуле, розовая блузка, темная юбка, красный передник. Аккуратная, внимательно и требовательно смотрит.
Собака
Верный пес, четвероногий друг, радостный визг, навстречу хозяину, хвост баранкой.
Задание
Восстановите текст, вставив подходящие по смыслу слова и описания героев.
"Плохо ________" - вот основная мысль картины Ф. П. Решетникова "Опять двойка!". На переднем плане мы видим мальчика. Он стоит притихший _________________ .
Напротив мальчика на стуле сидит его мама и с укором смотрит на сына. Она огорчена тем, что он ______________ .
Изображая ее, художник использует теплые тона. На ней ___________________. Мама все делает для того, чтобы дети хорошо учились: в квартире чистота и порядок. Если во взгляде мамы боль и отчаяние, то сестра смотрит с возмущением и осуждением.
Художник показал ее как полную противоположность брату. Она изображена на заднем плане, но его пространство как бы расширено. И светлое окно, и цветы на нем, и географическая карта – все это говорит об увлечениях девочки. На ней _________________ . Младший брат еще не понимает переживаний школьника-неудачника. Он _____________ .
И только четвероногий друг радостно встречает хозяина: весело повиливает хвостом-баранкой, подпрыгивает, старается лизнуть его в лицо. Глупая собака не понимает, что мальчику не до нее. Эта картина мне понравилась, потому что на ней _______________ .