Открытый урок на тему: «Род имен существительных» для 5 класса с казахским языком обучения
Цель: содействовать формированию понятия о роде существительных; развивать умение определять род существительных; развивать мышление, речь, внимание учащихся; пополнять словарный запас учеников; воспитывать интерес к предмету, аккуратность.
Ход урока
Оргмомент
С добрым утром
Начат день!
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
- Какое у вас настроение? Готовы ли вы к уроку? Начнем работу.
Оформление тетрадей.
- Какую цель вы поставите себе на урок, исходя из озвученной темы? (ответы детей)
Повторение ранее изученного
Метод «Горячий стул»
1. Что такое имя существительное?
2. Что вы знаете об одушевленных и неодушевленных существительных?
3. Назовите части слова?
4. Расскажите о каждой части слова?
5. Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.
Распределительный диктант: одуш./неодуш. (один ученик у доски на обратной стороне доски работает маркером)
Мальчик, книга, учебник, малыш, карандаш, улыбка, облако, цветок, собака, индюк, пенал, корова.
Взаимопроверка. Оценивание на полях.
Составьте 1 предложение с любым существительным.
Работа по теме урока
- Прослушайте грамматическую сказку о роде существительного.
Учитель дочитывает сказку до слов «а те, что забрал себе муж…» и останавливается, ставит перед учениками проблему: Акакие же ещё категории рода существительного вы узнаете , дочитав сказку до конца и составив постер
Сказка про род существительных.
В одном королевстве жили имена существительные. Они все были очень похожи. Да так похожи, что сама королева Часть речи их путала. И вот однажды Королева издала указ: «Кто придумает для моих существительных знаки различия, тот будет щедро награжден».
А в соседнем королевстве жили муж и жена. Они были очень жадные на деньги. Решили они разделить имена существительные и взять богатое вознаграждение. Стали делить существительные. Делили долго и не успели все разделить – смерть помешала. А королева Часть речи решила: «Пусть те существительные, что взяла себе жена – будут женского рода (книга, мама), а те, что забрал себе муж – мужского рода (папа, дом), а те что остались неопределенными – среднего рода (облако, окно)».
Работа учащихся в группе(группах, если класс большой). Составление постера «Род существительных.» Учебник стр. 110
Защита постера
- Какие же 3 рода существительных мы узнали? (ответы детей)
- Прослушайте памятку – запоминалку.
Женский род запомню я
И скажу «Она, моя»
И запомню род мужской
И опять скажу «Он, мой»
Средний род «Оно моё»
Это - правило твоё!
Вывешивает таблицу род существительных.
Род существительных
Женский род (она, моя) Мужской род (он, мой) Средний род (оно, моё)
Книга, тетрадь, бабушка Учебник, пенал, папа
Яблоко, кресло, место
Закрепление
Распределите по родам
Конь, малыш, колесо, окно, природа, доктор, ручка, тетрадь, коза, игрушка, портфель, диван, стул, котенок, дерево.
Карточка
Подберите к каждому слову подходящее по смыслу существительное. Определите род существительного – работа у доски.
Мягкая…, теплое…., поздний…, красивая…, удобное…, старое…, легкий…, нежная…. Составьте с 2 сс предложения.
Работа с учебником: стр. 110, упр. 3, 4
Итог урока
- Чему был посвящен урок?
- Что узнали на уроке?
- Что было особенно трудным?
- Что понравилось?
Домашнее задание
Выписать из любого произведения по 6 существительных каждого рода.