Цели урока: сформировать понятие о числе имён существительных; выработать умения учащихся правильно определять число, развивать орфографическую зоркость, память, мышление, расширить словарный запас учащихся.
Ожидаемые результаты: знают число существительных; умеют различать их; могут наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, учебное пособие, тесты, карточки
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Орг.момент Психологический настрой на урок
Формирование групп |
Приветствие учителя с учащимися Настраивает класс на урок Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! По счёту 1,2,3 формирует 3 группы |
Приветствуют учителя Психологическая подготовка
Делятся на группы |
Блиц-опрос
Проверка дом.зад. |
1.Что такое имя существительное? 2. К каким родам относятся существительные? 3. Как изменяются существительные? 4. В предложении сущ-ные чаще бывают? 5. Как отличить одушевлённые сущ-ные от неодушевлённых? 6. Как пишутся имена собственные? 7. Сущ-ные собственные являются названиями? 8. Какие собствен.сущ-е заключаются в «»? 9. Сущ-ные жен.рода имеют на конце? 10. Сущ-ные сред.рода имеют окончания? 11. Сущ-ные муж.рода имеют на конце? 12. На конце сущ-ных после шипящих когда пишется Ь, когда Ь не пишется? Упр № 263 стр.114 по 5 сущ. жен. муж и ср.рода |
Каждая группа отвечает на 4 вопроса по пройденным темам
Группы читают по 5 слов |
Этап вызова «Лингвистическая разминка» |
Ребята, сравните существительные и скажите чем они различаются?
Урок – уроки тетрадь – тетради школа – школы букварь – буквари книга – книги завтрак – завтраки Итак, мы с вами определили тему нашего урока: Число имён существительных |
Сравнивают сущ-ные и делают выводы. Слова могут обозначать один предмет и несколько предметов. Когда один предмет – это единственное число. А когда несколько – это множествен ное число. Записывают дату, тему урока |
Изучение новой темы |
Существительные имеют два числа – единственное (жекеше) и множественное (көпше түрі). Существительные в форме единственного числа обозначают один предмет, в форме множественного числа-много, несколько предметов: книга -книги, птица –птицы. При изменении имени существительного по числам изменяется его окончание. Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственное число: парты-парта, письма-письмо. Некоторые существительные употребляются только в единственном числе: молоко, пение, доброта Некоторые существительные употребляются только во множественном числе: очки, сани, ножницы |
Ученики внимательно слушают учителя |
Этап осмысления Работа с учебником Групповая работа |
Упр № 266-1 гр.сущ-е в ед.ч поставить во мн.ч. Обозначить окончания. Упр № 267-2гр.определить число сущ-ных, записать их в два столбика Упр№ 268-3гр.выписать сущ-е в ед.ч, обозначить окончания |
Каждая группа выполняет задание Взаимооценивание групп |
Работа с текстом по методу Жигсо |
Почему мальчик сидел под партой? Чему учит этот рассказ? |
Группы читают свои абзацы, находят в них сущ-ные, определяют число |
Физминутка |
Я буду называть существительное ед. и мн.числа Слова в учебнике на стр.117 |
Выполняют физзарядку |
Парная работа (работа по карточке) |
Подчеркнуть имена сущ-ные, указать число Набросало небо Выжгло на них солнце Белые сугробы Двери и окна. |
Пары работают по карточке Взаимопроверка |
Творческая работа |
Текст перевести на русский язык, найти сущ-ные во множественном числе |
Группы переводят по 2 предложения Находят сущ/е во мн.числе |
Распределительное задание (выполняется у доски)
|
В словах спрятаны ещё слова. Найдите их и запишите. В первый столбик запишите имена существительные в единственном числе, а во второй столбик имена существительные во множественном числе. |
1 вариант 2 вариант
|
Тест Индивидуальная работа |
1.Укажите существительное в ед.ч. А) озёра Б) дом В) деревья 2.Определите существительное во мн.ч. А) белки Б) рыба В) урок 3.При изменении сущ-го по числам изменяется: А) окончание Б) основа В) суффикс 4.Число имён существительных: А) 3 Б) 1 В) 2 |
По ключику проверяют тест самооценивание |
Подведение итогов |
Мы сегодня рассмотрели число имён существительных. Научились правильно определять и различать единственное и множественное число. |
|
Этап рефлексии |
Благодарю вас за урок. Вы – молодцы ребята! На стикерах напишите: Какое задание вам особенно понравилось? Что показалось сложным, трудным? |
Пишут на стикерах своё мнение и прикрепляют к дереву знаний |
Оценивание |
Заполнение листов самооценивания |
Сообщают оценки |
Домашнее задание |
Правило на стр.115 выучить, из словаря учебника на каждый род по 3 слова и поставить их во множественном числе |
Записывают домашнее задание в дневники |