Открытый урок в 3 классе: Детская тема в творчестве Ф. П. Решетникова

Предмет: "Беседы об изобразительном искусстве".

Цель:

  • Формировать представления учащихся о творческом процессе как совокупности умения видеть красоту в окружающей действительности, владения мастерством его изображения, на примере работ Федора Решетникова.
  • Развитие образного мышления, воображения, способности рассуждать, анализировать художественные произведения.

Задачи:

  • познакомить учащихся с творчеством Федора Решетникова, его краткой биографией;
  • познакомить с понятием "реализма" в живописи;
  • продолжать обучение элементам анализа художественного произведения;
  • учить детей смело выражать свои чувства, изобразительными средствами.

Оборудование: ПК, проектор, презентация, картины Ф. Решетникова.

Содержание урока

Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня нам предстоит очередная встреча с искусством. Но для начала, я хочу задать вопрос – ребята, все вы ученики, а какую школьную оценку вы больше всего любите? (ответ) Я желаю вам как можно больше "пятерок"! А какая оценка вам больше всего не нравится? (ответ) Надеюсь, что "двойки" очень редкие "гости" в ваших дневниках!

А вот у героя картины, с которой я хочу вас познакомить – опять двойка! И картина так и называется - "Опять двойка" художника Федора Решетникова.

Картина Ф. Решетникова "Опять двойка"Картина Ф. Решетникова "Опять двойка"

Может кто то из вас уже видел репродукцию этой картины. Но если вы спросите у своих мам, пап, бабушек и дедушек, знакома ли им эта картина.

Они наверняка скажут, что знакома и расскажут, что же на ней изображено! Репродукция этой картины на протяжении многих лет была в школьных учебниках. Целые поколения советских школьников писали по этой картине сочинения, обличая нерадивого ученика, который получил "двойку".

Изучение нового материала

Сегодня я хочу вам рассказать и об этой картине и о некоторых других, кисти замечательного советского художника Федора Решетникова, одного из ярчайших представителей реализма.

Реализм от слова реальность (от лат. realis — вещественный, действительный). То есть художник писал окружающую его действительность, реальность, то, что видел.

Не писал картины прошлого, исторческие картины, не фантазировал, что произойдет в будущем. Писал реальную жизнь. В творчестве Решетникова много работ посвященных детям, об этих картинах сегодня мы и поговорим.

Но начну я с другой картины - "Прибыл на каникулы". Во – первых эту картину художник написал раньше, чем "Опять двойка". А во вторых, совсем недавно вы отдыхали на новогодних каникулах и у каждого дома была такая же нарядная елка. И, наверное, в душе мы все храним приятные воспоминания о самом любимом празднике детей и взрослых.

Картина "Прибыл на каникулы"Картина "Прибыл на каникулы"

И прежде чем рассматривать эту картину, я предлагаю вам еще раз окунутся в атмосферу новогоднего праздника и послушать новогоднюю песню в исполнении младшего хора.

Песня.

Ну а сейчас вернемся к картине. Главные герои картины – мальчик и дедушка. Судя по военной шинельки, мальчик учится в Суворовском училище, где готовят будущих военных, офицеров.

Наступили новогодние каникулы, и суворовцев отпустили погостить домой. Мальчик с чемоданом в руке стоит по стойке смирно. Видно, что мальчуган рад увидеться с семьей: он улыбается и задорно отдает рапорт дедушке. Дед, возможно тоже когда-то бывший военный, с серьезным видом принимает рапорт.

И, хотя мы не видим его лица, можно догадаться, что через мгновение оно озарилось счастливой улыбкой. В комнате царит праздничная атмосфера: уже украшена елка, сестра, надев парадную школьную форму, убирает и накрывает стол, а кот, сидящий на стуле, терпеливо ждет, когда и ему достанется что-нибудь вкусное от новогоднего ужина.

Картина на первый взгляд простая и веселая, но смотрели на нее люди послевоенного времени, и сердце их щемило от жалости: после войны в Суворовское училище, как правило, брали детей, чьи родители погибли на фронте. То есть и отец погиб, и мать, оставив брата с сестрой на попечение деда.
Висящая на стене фотография – это портрет военного. И уже почти не остается сомнений, что на портрете изображен именно погибший отец мальчика.

В этой картине художник показывает связь и преемственность поколений. Мальчик, как и его отец или дед, выбрал для себя армейскую службу и, похоже, уже добился в ней успехов.

Мы видим на стене репродукцию картины Васнецова "Три богатыря". Ведь богатыри поставили для себя целью защищать русские земли, а перед нами стоит суворовец, который наверняка вскоре станет достойным защитником своей Родины!

Несмотря на небольшой грустный подтекст, картина буквально излучает оптимизм и заставляет невольно улыбаться.
Картина стала очень популярна в СССР, а количество марок, открыток, календарей с ее изображением превысило тринадцать миллионов. Ни одна картина в мире не была так растиражирована, как эта.

А означенная тема даже перешла в другие жанры и произведения. В 2013 году к 70-летию военных училищ в России в Петербурге на территории Санкт-Петербургского суворовского военного училища был открыт памятник выпускникам-суворовцам; автор — московский скульптор Карен Саркисов. Бронзовая скульптурная группа представляет собой сюжет картины Решетникова "Прибыл на каникулы" — дедушку и внука. Это не совсем скульптурная копия, за основу был взят сюжет и персонажи.

Что же это за художник, который создал такую картину?

Решетников Федор Павлович - художник яркий и самобытный. Родился Федор 15 июля 1906 года в с. Сурско-Литовском (Днепропетровская область, Украина). Его отец был иконописцем, поэтому любовь к живописи было заложено в нем с самого рождения. В три года мальчик остался сиротой. Его воспитанием занимался старший брат Василий, который бросил Киевское художественное училище ради семьи.

Федор Павлович закончил Московский художественно - технический институт. Уже в студенческие годы Решетников был известен как мастер графического шаржа. Шарж — разновидность карикатуры; сатирическое или добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет), в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели. Художник обладал особым даром в области сатиры, являясь превосходным карикатуристом.

Перед вами его карикатура на скульптора Сергея Коненкова. Портрет похож, но художник изобразил скульптору большой, выдающийся вперед нос, пышные, кустистые черные брови. Шарж вызывает улыбку, но он не обидныый.

Благодаря своему таланту молодой художник получает возможность принять участие в заполярных экспедициях. Его берут туда художником-репортером. А за экспедицию 1932 года на ледоколе "Сибиряков", 24-х летний студент будет награжден орденом. Кроме того, в экспедиции он много рисует.

В 1933 году он снова отправляется в путешествие в составе другой экспедиции, теперь на ледоколе "Челюскин". В этот раз плавание оказалось более сложным. В экспедиции Федора ждет множество испытаний. Корабль был зажат многолетними льдами, раздавлен и пошел ко дну. Команда спаслась на дрейфующей льдине. Несколько месяцев они провели на льдине в палатках, пока их не нашли и доставили на берег.

Но, несмотря на все лишения, по возвращении Решетникова ждет слава. Зарисовки, сделанные в путешествии, пользуются огромным успехом. А позже художник нарисует картину "Гибель "Челюскина".

"Гибель "Челюскина" Решетников Ф.П."Гибель "Челюскина" Решетников Ф.П.

Во время Великой Отечественной войны, когда на нашу страну напала фашистская Германия, Федор Решетников сражался на фронтеа, а так же был военным художником и корреспондентом. И конечно писал картины на военную тематику и портреты своих однополчан.

Неожиданно Решетников во время войны открыл для себя детскую тему. Приехав в Москву, однажды на улице он остановился посмотреть, как дети играют в войну. Так появилась картина "Достали "языка". Взять языка, означает взять в плен противника, с целью выпытать военные тайны.

Эта картина показывает сценку маленькой войны во время войны большой. Пока взрослые палят друг в друга из автоматов, копают окопы и закладывают мины, дети вырезают себе деревянные сабли и винтовки и тоже начинают сражаться друг с другом. Подражать взрослым – их обычное занятие.

Взрослая война приходит к детям, они играют в нее и делают ее своей, нестрашной. Война без ненависти и ужаса — вот что такое игра в войну. С этой картины и началась детская серия в творчестве художника.

Скачать полную версию материала вы можете по ссылке ниже.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: 3 класс