Автор: Гречушникова Александра Витальевна, ГБОУ "СОШ №444", учитель начальных классов, г. Санкт-Петербург
Занятие "Кто наши предки?" направлено на развитие интереса к своим корням. В ходе занятия дети познакомятся с понятием родословная, с происхождением фамилии.
Цель: Развивать интерес к своим корням.
Задачи:
- Познакомить с понятием родословная.
- Познакомить с происхождением фамилии.
- Развивать интерес к истории.
- Воспитывать бережное отношение к историческим ценностям.
I Организационное начало.
II Беседа о своих корнях
1) Беседа о фамилии
Ребята, а вы уже изучаете исторический материал на природоведении? (да)
Как вы думаете эти сведения нам нужны и зачем они нам нужны? (да нужен, чтобы знать историю своих предков.)
Правильно ребята – не к лицу нам не знать имя прабабушки, гадать, от кого унаследовали способности и увлечения, а парой в честь кого нас назвали.
- Кто-нибудь может сказать в честь кого его назвали?
- Как вы думаете зачем детей называют в честь их предков? (чтобы помнить о них) К тому же стоит помнить непреложный закон: забудешь ты — забудут и тебя., ведь только тот человек, которому не безразлична история его предков может гордиться своей родиной, а в будущем и защищать её.
- Ребята, а кто знает наши с вами фамилии от чего произошли, в древности что это было? (прозвища).
- Правильно, а вот прозвище как человеку давали почему его называли именно этим прозвищем? (его давали по отличительным качествам).
- Хорошо так вот скажите: зачем человеку даётся прозвище или фамилия? (чтобы различать людей чтобы люди понимали о ком идёт речь).
- А кто может назвать отличительную особенность фамилий? Она у всех людей разная? (фамилия переходит от родителей к детям).
- Поэтому по фамилии мы можем предположить чем занимался наш предок, которому её дали, возможно какие- либо его черты характера и т. д.
-…….вот например….
2) Беседа о предках
Я думаю вы все знаете как зовут ваших родителей, а так же бабушек и дедушек, где они работают или работали, а вот кто может назвать хотя бы своих про бабушек или про дедушек? или имена других своих дальних родственников?
- Вот мне очень жаль что вы так мало знаете о своём роде, мы с вами выяснили как важно помнить своих предков.
- А вот в старину что бы помнить своих предков было принято составлять родословные у каждого рода она была и считалось, чем глубже род уходит в века то есть чем больше поколений в родословной тем этот род более знатный и почитаемый.
- Вот например перед вами родословная семейства Романовых.
- Чем известна эта династия? (эта династия русских царей)
- Эта родословная захватывает промежуток времени в 304 года.
- Хоть мы с вами и не цари, сейчас в нашей стране и нет царей но кто знает кем вы станете может быть президентами, вот и мы должны знать как звали наших про бабушек и про дедушек.
- Поэтому мы сегодня начнём составлять собственную родословную, на уроке вы напишете тех родственников, которых знаете, а дома спросите у своих мам и пап и конечно же бабушек и дедушек я думаю они вам с удовольствием расскажут как звали их дедушку и кем он работал или может чем он прославился - возможно имеются какие-то награды и мы могли бы все узнать что например ваш про дедушка был удостоен награды за отвагу проявленную на войне или он был героем труда - такая награда была и у моего деда Николая, вот посмотрите как она выглядит, и хоть дедушки уже нет на белом свете он не забыт. Возможно остались другие памятные вещи о которых вы можете рассказать или даже принести если они не большие и если вам разрешат родители.
- Вот например я вам сегодня принесла часы. Посмотрите на них – это современные часы, а почему вы так решили? Правильно эти часы принадлежали моему про дедушке которого звали Саша, а вот этот колокольчик предавался в семье моего дедушке никто не знает сколько лет но на колокольчике указан год 1877 это 133 года назад возможно он был подарен или куплен допустим моим про дедом, а сейчас он у меня, так у вас в семьях я думаю есть подобные памятные вещи. Поэтому помимо рисунка родословной на обратной стороне напишите список родни с указанием кем работает, работал чем прославился, возможно от куда-либо приехал, возможно другие данные.
III. Самостоятельная работа детей
1) Дети вспоминают родственников
Сейчас на простом листе напишите тех родственников которых вспомните как с маминой стороны так и со стороны папы (прошло 3 минуты).
2) Дети рисуют дерево.
- А теперь на листе А4 нарисуем родовое дерево вот посмотрите как она может выглядеть.
- Чем особенно это дерево? (в кроне вписаны имена родственников и стрелочками показано родство).
VI. Итог
Дома закончите нашу родословную узнаете куда вы уходите корнями своего дерева возможно вклеите фото своих родных, что бы родословная была красивее. А на обратной стороне не забудьте написать список родни с указанием кем работает, работал чем прославился, возможно от куда-либо приехал, возможно другие данные. А на следующем занятие вы нам покажите свои родословные и расскажите о своих родных.