Технологическая карта урока русского языка 5 класс: Что такое слово?

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Место урока: раздел «Лексикология и фразеология».

Цели:

образовательная:
- познакомить учащихся с разделом науки о языке – этимологией;
- формировать знания о роли этимологии в изучении языка; поработать с этимологическим словарем.

 

развивающая:
- развивать коммуникативную и лингвистическую компетенции, языковую память, образное и логическое мышление, умение работать творчески;
- обогащать словарный запас учащихся; способствовать развитию самостоятельного мышления и речи;

воспитательная: прививать любовь и интерес к русскому языку, русской истории и культуре,воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.

Задачи:

  • повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся;
  • используя занимательный материал, повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом.

Формируемые УУД...

Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска презентация, учебники, дидактический материал.

Технологии в рамках урока:

  1. Коммуникативно-ориентированное обучение.
  2. Информационно–коммуникативные технологии.

Формы организации деятельности:

  1. Коллективная (фронтальная).
  2. Индивидуальная.
  3. Работа в парах.

Организационная структура (сценарий) урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Мотивация

1. Приветствует учеников, создает приятный психологический климат.

2. Оценивает эмоциональное состояние учащихся.

 Предлагает отправить смайлик, характеризующий настроение учащихся. (выбрать в телефоне или из набора карточек, лежащих на партах)

Слушают учителя, участвуют
в диалоге
с учителем;

размещают учебные материалы
на рабочем месте

Актуализация 

и пробное учебное действие

Организация работы с высказыванием Анатоля Франса «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

1. Внимательно прочитать

2. Ответить на вопрос: «Что такое словарь, по мнению А. Франса?»

Готовят высказывания о том, что такое словарь по мнению А. Франса

Выявление места
и причины затруднения

- Какая группа быстрее всего справилась с заданием? Как вы думаете, почему? Что явилось причиной затруднения в других группах?

- Язык – универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми. Однако не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться.

Обдумывают ответы
на вопросы.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть

Выполняют элементарные физические упражнения

Целеполагание и построение проекта выхода
из затруднения

 Организация работы по изучению значения слова «вселенная»

1. Просмотр слайда с изображением вселенной

2. Ответить на вопрос: «Что такое вселенная?»

3. Работа с толковым словарём

4. Индивидуальная работа. На листочках записать слово ВСЕЛЕННАЯ и представить, что это магнит. Записать возможные слова, которые могут притягиваться к «слову – магниту» (После проверки выводим общие у всех слова, среди них обязательно должно быть слово «звезда»)

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Творческая практическая деятельность
по реализации построенного проекта

 Организация работы с высказыванием: «Слово – путеводная звезда».

1. Что значит путеводная?

2. Игра «Магнит» со словом звезда

3. Диспут «Что же такое звезда?»

4. Составление предложения: Звезда – это (нужно, чтобы в ответах было слово «алмаз»)

5. Работа с предложением, составленном детьми: Звезда – алмаз, слово – звезда. Что же такое слово?

6. Звёзды помогают морякам в пути. А кому, где, в чём помогают слова?

7. Как же нужно относится к слову?

Высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают вывод

Самостоятельная работа

Творческое задание.

На карточках получились два «поля слов» Учащимся предложено:

1. Написать мини - сочинение на тему: «Что такое слово?»

2. Составить предложения на эту же тему.  

Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности

Включение
в систему знаний
и повторение

- Что же такое слово?

- Какие бывают слова?

- Можно ли сказать, что слово – живое существо?

Значит у слов есть свой характер, душа, нрав. Отличать доброе слово от злого нам помогает его значение. Давайте употреблять в нашей речи как можно больше добрых слов. 

Рассматривают рисунки презентации, одновременно слушая мини-сочинения,

оценивают их, отвечают на вопросы

Домашняя работа

Записать любимое слово и составить к нему «поле слов».

 

Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Какое мини-сочинение вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке;

заполняют дневники достижений

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!