Конспект урока математики 6 класс "Отношения и пропорции - "Проценты в нашей жизни"

Урок разработан для завершения темы "Отношения и пропорции" по математике в 6 классе для УМК Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др.

В игровой форме детям предлагается повторить правила счета процентов.

Проценты - это одна из сложнейших тем математики, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты.

А понимание процентов и умение производить процентные расчеты необходимы для каждого человека. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, экономическую, демографическую и другие сферы нашей жизни.

Изучение процента продиктовано самой жизнью. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни.

Где же, как не в магазине, может пригодится понимание процента. В игровой форме классу предлагается задание, где исход будет зависеть от знаний и работы каждого участника.

Цель урока: усвоение практической значимости процента в различных сферах деятельности человека. Расширить знания о применении процентных вычислений в жизни человека.

Задачи:

  • рассмотреть задачу на проценты из практической жизни человека.
  • обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач;
  • обобщить и систематизировать знания учащихся о процентах;
  • проконтролировать степень усвоения основных задач на проценты;
  • закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты.

Ход урока

Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
- Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения!

- Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова всемирно известного американского изобретателя и предпринимателя Томаса Альва Эдисона: "Гений состоит из 1% вдохновения и 99% потения". (рассуждаем, что значат эти слова)

Мотивация учебной деятельности учащихся

- Мы с вами готовимся к новогодним праздникам. Нам нужно приобрести различные подарки на новый год для наших родных и близких.
- В магазинах перед новым годом хорошие скидки, но что бы купить подарки со скидками, сначала нужно посчитать скидку и итоговую цену.
- Для начала отгадайте загадку:

Часть слова первая - предлог,
Вторая – мелкая монета,
А весь он, он бы нам помог
При счете, ну и что же это? (процент)

- Правильно, это процент. С процентами, с простейшими задачами на проценты мы уже знакомы и сегодня мы, продолжим тему предыдущего занятия, а именно будем решать задачи на проценты, которые могут встретиться в нашей жизни. Так и назовем наш урок "Проценты в нашей жизни".

Проценты - одно из математических понятий, которое часто встречаются в повседневной жизни. Мы слышали например, что: в магазине скидка 20%, в выборах приняли участие 57% избирателей, успеваемость в классе 100%

- Предлагаю вам сегодня рассчитать сумму, которая нам необходима, что бы купить подарки нашим близким и друзьям с учетом скидок в %. Скоро праздник Новый год, и нам необходимо хорошо подготовиться к нему. Мы будем покупать подарки в магазине, рассчитывать скидки, указанные на ценнике, и считать итоговую потраченную сумму.

Постановка цели и задач

- Тема урока: Решение задач на проценты. Открываем тетради, записываем: число, классная работа и тему урока.
- Для того, чтобы на уроке работа была плодотворной и имела хороший результат, мы с вами разделились на команды.
- Каждая команда будет решать задачу, каждый член команды будет покупателем того или иного товара, и будет проводить вычисления, связанные с процентами.

- Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и научиться применить их в реальных жизненных ситуациях, а также каждый из вас к концу урока ответит себе на вопрос: "Умею ли я решать задачи на проценты?"

Актуализация знаний

- Новые знания нам будет очень трудно осваивать без знания предыдущего материала, умения быстро и верно находить ответ на поставленный вопрос.

Метод "Неоконченное предложение"

(Проговаривание вслух)

  • Равенство двух отношений называется… (пропорцией)
  • Основное свойство пропорции заключается в том, что… (произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов)
  • Записать пропорцию в виде равенства... (а: в = с: д или …)
  • Две величины называются прямо пропорциональными, если при увеличении одной в несколько раз другая … (увеличивается во столько же раз)
  • Процент - это … (сотая часть числа или величины)

Задачи на вычисление: выразить проценты в виде десятичной дроби: 140%; 25%; 567%; 7000%; 0,28%; 9%;1,8%; 105,6%; 4,3%
Нахождение процента от числа: найти 20% от 45. (учащиеся озвучивают правило)

- А теперь решим задачи на проценты.

Задача 1
20% от 45 учащихся 7 классов имеют хорошее зрение. Сколько детей имеют хорошее зрение?

Задача 2
Если 8% или 240 учеников болеют, то всего сколько учащихся было обследовано?

Постановка задачи и ее решение

Игровой момент

Класс разбивается на команды за пару дней до урока (лучше разить на 3 команды, например по рядам). Каждая команда выбирает продавца, который будет ответственным за подготовку магазина к работе.

Подберет соответствующие таблице подарки, принесет их на урок и оформит магазин для работы на уроке, при продаже подарков будет давать советы и описывать все преимущества данного подарка. Остальные участники команды – покупатели, задача которых выбрать подарок, посчитать скидку и вписать в таблицу. Также в команде выбирается бухгалтер, ученик, который будет производить итоговый счет всех покупок в столбик и даст заключительный вывод об сэкономленной сумме.

Постановка задачи

Мы пошли в магазин. Наша задача - купить подарки на новый год всем нашим родным и друзьям, при этом рассчитать все скидки и итоговую сумму экономии за счет скидок.

Все необходимое к покупке, цены и скидки указаны в таблице. На разные товары указаны разные данные, т.к. в предновогодней суете продавцы забыли цены на некоторые товары, знают только скидку в процентах и итоговую цену со скидкой.

Необходимо заполнить все клеточки таблицы и рассчитать суммы по каждому столбцу (эти же таблицы дети получают в качестве раздаточного материала). Наименование подарков каждая команда придумывает сама, реально ориентируясь на приведенную сумму, так например телевизор не может стоить 100 рублей, а носки 5000 рублей.

Таблица "Подарки родным и друзьям"Таблица "Подарки родным и друзьям"

Проверка усвоение знаний

- Теперь сверьте свои решения, исправьте ошибки и в течение 5 минут каждая команда должна предоставить общее готовое решение задачи. Помните, что свое решение вы оформляет со всеми пояснениями.

- Каждая команда предоставляет своему бухгалтеру полученный результат своей покупки, бухгалтер проводит итоговый подсчет. (Ученики сдают рабочие тетради для проверки решения, бухгалтер заполненную табличку с внесенными данными)

Подведение итогов урока

- Ребята, какую задачу мы ставили на уроке?
- Удалось решить нам поставленную задачу?
- Где можно применить знания?

Домашнее задание

- Сегодня мы говорили о решении задач на проценты. На следующем уроке мы продолжим решать задачи. Еще раз повторите теоретический материал.
- Предлагаю выполнить дополнительное задание. Сходить в магазин и выбрать 3 любых товара по акции.

- На ценнике посмотреть информацию о цене товара, размеру скидки и стоимости после скидки.
- По аналогии с работой на уроке, необходимо составить таблицу, списать в нее все данные о ценах и скидках, и провести счет сэкономленных денег за счет скидок.
- Спасибо за работу на уроке!

Размер:
23.13 Kb
Скачали:
7