Урок разработан для завершения темы "Отношения и пропорции" по математике в 6 классе для УМК Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др.
В игровой форме детям предлагается повторить правила счета процентов.
Проценты - это одна из сложнейших тем математики, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты.
А понимание процентов и умение производить процентные расчеты необходимы для каждого человека. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, экономическую, демографическую и другие сферы нашей жизни.
Изучение процента продиктовано самой жизнью. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни.
Где же, как не в магазине, может пригодится понимание процента. В игровой форме классу предлагается задание, где исход будет зависеть от знаний и работы каждого участника.
Цель урока: усвоение практической значимости процента в различных сферах деятельности человека. Расширить знания о применении процентных вычислений в жизни человека.
Задачи:
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
- Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения!
- Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова всемирно известного американского изобретателя и предпринимателя Томаса Альва Эдисона: "Гений состоит из 1% вдохновения и 99% потения". (рассуждаем, что значат эти слова)
- Мы с вами готовимся к новогодним праздникам. Нам нужно приобрести различные подарки на новый год для наших родных и близких.
- В магазинах перед новым годом хорошие скидки, но что бы купить подарки со скидками, сначала нужно посчитать скидку и итоговую цену.
- Для начала отгадайте загадку:
Часть слова первая - предлог,
Вторая – мелкая монета,
А весь он, он бы нам помог
При счете, ну и что же это? (процент)
- Правильно, это процент. С процентами, с простейшими задачами на проценты мы уже знакомы и сегодня мы, продолжим тему предыдущего занятия, а именно будем решать задачи на проценты, которые могут встретиться в нашей жизни. Так и назовем наш урок "Проценты в нашей жизни".
Проценты - одно из математических понятий, которое часто встречаются в повседневной жизни. Мы слышали например, что: в магазине скидка 20%, в выборах приняли участие 57% избирателей, успеваемость в классе 100%
- Предлагаю вам сегодня рассчитать сумму, которая нам необходима, что бы купить подарки нашим близким и друзьям с учетом скидок в %. Скоро праздник Новый год, и нам необходимо хорошо подготовиться к нему. Мы будем покупать подарки в магазине, рассчитывать скидки, указанные на ценнике, и считать итоговую потраченную сумму.
- Тема урока: Решение задач на проценты. Открываем тетради, записываем: число, классная работа и тему урока.
- Для того, чтобы на уроке работа была плодотворной и имела хороший результат, мы с вами разделились на команды.
- Каждая команда будет решать задачу, каждый член команды будет покупателем того или иного товара, и будет проводить вычисления, связанные с процентами.
- Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и научиться применить их в реальных жизненных ситуациях, а также каждый из вас к концу урока ответит себе на вопрос: "Умею ли я решать задачи на проценты?"
- Новые знания нам будет очень трудно осваивать без знания предыдущего материала, умения быстро и верно находить ответ на поставленный вопрос.
Метод "Неоконченное предложение"
(Проговаривание вслух)
Задачи на вычисление: выразить проценты в виде десятичной дроби: 140%; 25%; 567%; 7000%; 0,28%; 9%;1,8%; 105,6%; 4,3%
Нахождение процента от числа: найти 20% от 45. (учащиеся озвучивают правило)
- А теперь решим задачи на проценты.
Задача 1
20% от 45 учащихся 7 классов имеют хорошее зрение. Сколько детей имеют хорошее зрение?
Задача 2
Если 8% или 240 учеников болеют, то всего сколько учащихся было обследовано?
Постановка задачи и ее решение
Класс разбивается на команды за пару дней до урока (лучше разить на 3 команды, например по рядам). Каждая команда выбирает продавца, который будет ответственным за подготовку магазина к работе.
Подберет соответствующие таблице подарки, принесет их на урок и оформит магазин для работы на уроке, при продаже подарков будет давать советы и описывать все преимущества данного подарка. Остальные участники команды – покупатели, задача которых выбрать подарок, посчитать скидку и вписать в таблицу. Также в команде выбирается бухгалтер, ученик, который будет производить итоговый счет всех покупок в столбик и даст заключительный вывод об сэкономленной сумме.
Мы пошли в магазин. Наша задача - купить подарки на новый год всем нашим родным и друзьям, при этом рассчитать все скидки и итоговую сумму экономии за счет скидок.
Все необходимое к покупке, цены и скидки указаны в таблице. На разные товары указаны разные данные, т.к. в предновогодней суете продавцы забыли цены на некоторые товары, знают только скидку в процентах и итоговую цену со скидкой.
Необходимо заполнить все клеточки таблицы и рассчитать суммы по каждому столбцу (эти же таблицы дети получают в качестве раздаточного материала). Наименование подарков каждая команда придумывает сама, реально ориентируясь на приведенную сумму, так например телевизор не может стоить 100 рублей, а носки 5000 рублей.
- Теперь сверьте свои решения, исправьте ошибки и в течение 5 минут каждая команда должна предоставить общее готовое решение задачи. Помните, что свое решение вы оформляет со всеми пояснениями.
- Каждая команда предоставляет своему бухгалтеру полученный результат своей покупки, бухгалтер проводит итоговый подсчет. (Ученики сдают рабочие тетради для проверки решения, бухгалтер заполненную табличку с внесенными данными)
- Ребята, какую задачу мы ставили на уроке?
- Удалось решить нам поставленную задачу?
- Где можно применить знания?
Домашнее задание
- Сегодня мы говорили о решении задач на проценты. На следующем уроке мы продолжим решать задачи. Еще раз повторите теоретический материал.
- Предлагаю выполнить дополнительное задание. Сходить в магазин и выбрать 3 любых товара по акции.
- На ценнике посмотреть информацию о цене товара, размеру скидки и стоимости после скидки.
- По аналогии с работой на уроке, необходимо составить таблицу, списать в нее все данные о ценах и скидках, и провести счет сэкономленных денег за счет скидок.
- Спасибо за работу на уроке!