Цели урока:
Оборудование: магнитная доска, магнитные фигурки (весы, гири,3 арбуза), карточки с ответами, "светофор".
Оценка настроения в начале урока: поднимают "Светофор" зеленый – хорошее настроение, красный – плохое настроение, желтый не определился.
Объявляется план урока.
1. Разобрать на доске типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении контрольной работы.
2. Решить самостоятельно 2 задание из варианта соседа по парте.
(на магнитной доске вывешиваются ответы)
Вариант 1: 5в – 0,6а.
Вариант 2: 1,1п – 1,8т.
3. В Америке несколько десятилетий назад была объявлена премия автору, который напишет книгу "Как человек без математики жил?". Премия осталась невыданной. По-видимому, ни один из авторов не сумел изобразить жизнь человека без всяких математических знаний.
Очень часто, людям разных профессий, приходится решать задачи с использованием уравнений. Некоторые уравнения вы научились решать в начальной школе.
Устно повторить решение уравнений, используя правила нахождения неизвестных компонентов.
а) х + 15 = 40
х = 40 – 15
х = 25
б) y = 32 + 10
y - 10 = 32
y = 42
в) 8 - х = 2
х = 8 – 2
х = 6
г) 70 : у = 7
у = 70 : 7
у = 10
д) х : 20 = 3
х = 20 x 3
х = 60
е) 25 х = 100
х = 100 : 25
х = 4
Решить уравнение (1 ученик работает на доске по правилу отыскания неизвестного множителя, остальные в тетрадях):
а) 3(х +5) = 24,
х + 5 = 24 : 3
х + 5 = 8,
х = 8 – 5,
х = 3.
Учителю показать решение этого уравнения делением обеих частей уравнения на 3. Сделать вывод (если ученики не догадаются, помочь учителю), что корни уравнения не изменяются, если его обе части умножить на одно и то же число, не равное нулю. Найти соответствующее правило в учебнике.
Разобрать решение уравнения: 5х = 2х + 6.
Разобрать на магнитных весах ситуацию: 5 арбузов = 2 арбуза + 6 кг
С правой чаши весов уберем 2 арбуза.
Что нужно сделать, для того чтобы равновесие сохранилось? (Убрать 2 арбуза)
Как теперь можно найти, сколько весит 1 арбуз? (6 кг : 3)
5х – 2х = 2х – 2х + 6, но 2х – 2х =0, значит 5х – 2х = 6, (как это уравнение можно получит из данного? Перенести 2х изменив знак) решить уравнение, х = 2.
Сделаем вывод и найдем соответствующее правило в учебнике: корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак.
Проговорить по очереди соседу по парте рассмотренные свойства. Обратить внимание учеников на то, что в рассмотренных нами примерах данные уравнения приводили к виду ах = в, где а 0.
Уравнение, которое можно привести к виду ах = в, где а 0 с помощью переноса слагаемых и приведения подобных слагаемых, называют линейным уравнением с одним неизвестным.
1. Решить уравнения используя правила: № 1316 (а - г) 4 ученика, по одному вызвать к доске (решать проговаривая правило), остальные решают в тетрадях.
а) 6х -12 = 5х + 4
6х -5х = 4 +12
х = 16
Ответ: 16
б) -9а + 8 = -10а – 2,
-9а +10а = -2 – 8,
а = -10.
Ответ: -10
в) 7t +1 = 8t + 9
- 10.7t - 8t = 9 - 1
- t = 8
t = -8.
Ответ: - 8
г) -12n – 3 = 11n – 3,
-12n -11n = -3 + 3,
- 23n = 0,
n = 0 : (-23)
Ответ: 0
Физкультминутка
1. Решить задачу, оформляя в виде таблицы № 1321.
I бидон 3х: 3х - 20
II бидон х: х + 20
Молока в бидонах стало поровну.
Составим и решим уравнение:
3х - 20 = х + 20
3х - х = 20 + 20
2х = 40
х = 40 : 2
х = 20.
В первом бидоне было 20 3 = 60 (л) молока, а во втором - 20 л.
Ответ: 60 л, 20 л.
Первые 3 ученика, решившие задачу правильно, получают оценки.
2. Решить уравнение и провести взаимопроверку (кто решит уравнение, начинает решать дополнительные задания
а) 14 + 5х = 4х + 3,
5 х - 4х = 3 + 14,
х = 17.
Ответ: 17.
б) 3а + 5 = 8а – 15,
3а - 8а = -15 - 5,
-5a = -20,(Проверить решение, опираясь на ответ на доске).
a = -20 : (-5)
Ответ: 4.
Ответить на вопросы:
Делаются замечания по уроку, даются рекомендации на что нужно обращать больше внимания, объявляются оценки за урок.
Оценка настроения после урока: поднимают "Светофор" зеленый – хорошее настроение, красный – плохое настроение, желтый не определился.
Домашнее задание:
Найдите значение выражения при у = -2, предварительно упростив его.
а) -6 ( ) – 2 (1-3 у) = -1 + 2у – 2 + 7у = -3 + 9у
При у = -2, -3 + 9 (-2 ) = -3 - = -3 – 23 = -26
б) -8 ( ) – 3 (l -2 ) = -1 + 2у -3 + 7у = -4 + 9у
При у = -2, -4 + 9 (-2 ) = -4 - = -4 - 23 = -27