Тип урока: Изучения и первичного закрепления новых знаний.
Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И. Математика 5 класс
Цели урока: Формирование алгоритма умножения смешанных чисел.
Задачи:
Обучающие: (формирование познавательных УУД и предметных компетенций)
- сформировать умение строить алгоритмы на примере алгоритма умножения смешанных чисел;
- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению способа умножения смешанных чисел;
- обеспечить проверку и оценку новых знаний;
- создать условия для развития у школьников умений ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию, делать самостоятельные выводы.
Развивающие: (формирование регулятивных УУД)
- создать условия для развития у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;находить иформулировать учебную проблему;
- содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;определять успешность выполнения своего задания.
Воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД)
- содействовать развитию у детей умений общаться:доносить свою позицию до других слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
- обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи:оформлять свою мысль в устной и письменной речи, вступать в беседу, учить выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), и объективно оценивать результаты своего труда;
- развивать математические способности;
- воспитывать чувство патриотизма, ответственность, сознательную дисциплину и культуру поведения;
- создавать положительное эмоциональное отношение к учению, к математике;
Коррекционный аспект:
Поэтапное формирование навыка.
Многократное повторение информации.
Активизация мыслительной деятельности учащихся.
Планируемые результаты
Предметные: Пошагово контролируют правильность вычислений, выполняют алгоритм умножения смешанных чисел.
Личностные: Проявляют устойчивый и широкий интерес к способам решения задач, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД: Ориентируются в своей системе знаний,понимают, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. Составляют план выполнения заданий совместно с учителем.
Регулятивные УУД: Строят предположения об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи.
Коммуникативные УУД: Умеют принимать точку зрения другого, умеют слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, посмотрите на слайд.
Величие человека - в его способности мыслить. (Б. Паскаль)
Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
- Напомните, пожалуйста, что вы изучали на предыдущих уроках? (Умножение обыкновенных дробей, умножение дроби на целое число).
- Сегодня вы продолжите знакомство с обыкновенными дробями, т. е. откроете для себя новые знания. А как вы это сделаете? (Выясним, что мы не знаем и постараемся найти новые знания.)
3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Давайте выяснять. Для этого ответим на вопрос «Клуба знатоков»:
Эта битва стала первой серьёзной победой войск Северо-Восточной Руси над большим войском Золотой Орды и имела большое значение. Она продемонстрировала уязвимость татарской конницы, которая не выдержала стойкой обороны и решительных ответных ударов. Правильный ответ…
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
а |
в |
с |
d |
Битва на реке в году.
Название реки, у которой проходила битва (притока Оки земли Рязанского княжества), и дату этого события вы узнаете, выполнив следующие задания:
1) Выполните умножение и заполните таблицы:
2) Найдите a, b, c, d, если:
дробь - правильная, дробь неправильная, меньшая 2;
1 |
24 |
1 |
|
8 |
0 |
2 |
У |
Ж |
К |
В |
И |
А |
О |
Ключ:
- Работаем мы в парах, выполняем действия в тетрадях. Вам дается 3 мин., после этого один из пары даст ответ. Начали!
(Учащиеся выполняют задания)
- Время закончилось, проверяем. (Учащиеся дают ответы, заполняется таблица).
1 |
2 |
3 |
4 |
В |
О |
|
А |
1 |
3 |
7 |
8 |
Битва на реке в году.
- Каждая пара отвечает на вопрос: Какие знания использовал при решении? Сформулировать эти правила (ответ дает один из учеников пары).
Ответы:
- правило умножения двух дробей;
- правило умножения дроби на натуральное число;
- свойства нуля при умножении;
- определение правильной, неправильной дроби;
- выделение целой части из неправильной дроби.
- Кто не справился с заданием?
- Сформулируйте своё затруднение, т.е. задайте себе вопрос: «Почему мы не смогли выполнить задание?» (Мы не смогли умножить смешанные числа 4 5, т. к. не знаем способ умножения смешанных чисел)
- Что надо сделать, если возникло затруднение? (Надо подумать, почему возникло затруднение).
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).
- Вернемся к вашему затруднению, какое задание вы должны были выполнить? (Надо было умножить два смешанных числа.)
- Почему возникли затруднения? (Не знаем способ умножения смешанных чисел.).
- Вы хотите знать, как умножить смешанные числа? (Да.)
- Сформулируйте цель вашей деятельности. (Узнать способ умножения смешанных чисел, вывести правило, построить алгоритм умножения смешанных чисел).
- Сформулируйте тему урока. (Тема урока: «Умножение смешанных чисел» - записывается на доске и в тетрадях).
- Подумайте, что вам поможет при выводе правила умножения смешанных чисел?
(Правило умножения дробей и запись смешанного числа в виде неправильной дроби).
- Открывать знания вы будете в группах по 4 человека.
- Какие правила надо выполнять, чтобы работа в группах была успешной? (В группе надо прислушиваться к организатору. Если что-то непонятно, задай вопрос, несогласие выскажи корректно).
(Учащиеся работают самостоятельно, озвучивают ход своей работы и делают выводы).
- Как можно проверить ваши выводы? (Посмотреть в справочнике, в учебнике).
- Откройте стр.70 в учебнике; прочитайте правило (выводы) умножения смешанных чисел.
Чтобы перемножить смешанные числа, надо вначале превратить их в неправильные дроби и после этого умножить по правилу умножения обыкновенных дробей.
- Ребята, попробуйте самостоятельно вывести алгоритм, по которому вы сможете решать примеры на умножение смешанных чисел. (Ученики обсуждают свои высказывания в «четвёрках» и формулируют алгоритм действия).
На доске фиксируется алгоритм умножения смешанных чисел (ученикам раздаются карточки с алгоритмом).
- Ребята, скажите, наша учебная задача решена? мы узнали способ умножения смешанных чисел? (Да).
5. Реализация построенного проекта.
- Давайте закончим решение нашей задачи и ответим на вопрос «Клуба знатоков» (все ученики решают в тетрадях, один ученик - на доске, проговаривая алгоритм).
После выполнения работы учащиеся проверяют решение по образцу:
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Что теперь необходимо сделать? (Надо научиться использовать алгоритм умножения смешанных чисел).
- Задание такое: прочитайте текст, предварительно решив примеры:
Задача. «Славянские племена пришли на Оку в 9 веке, Уже в 32 веке вокруг будущей Рязани появились поселения, крупнейшее из них
3 |
12 |
0,2 |
|
12 |
0 |
10 |
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Надо выполнить № 446 (1,2 столбики стр. 73) и, пользуясь ключом, заполнить таблицу.
Скачать полную версию по ссылке ниже